Cообщи

Как Калевипоэги экстази торговали

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
За организацию наркобизнеса Яак Тарвис проведет за решеткой еще 13 лет.
За организацию наркобизнеса Яак Тарвис проведет за решеткой еще 13 лет. Фото: ЦеКриПо

Отделение международного байкерского клуба Bandidos в Финляндии наладило наркобизнес с эстонцами.

Отбывающий наказание в Хельсинкской тюрьме хамоватый деятель преступного мира Яак Тарвис даже самому себе не хочет признаться в том, что с международным наркобизнесом, который он возглавлял, удалось покончить благодаря его собственной глупости и склонности его приятеля к насилию. Сам Тарвис уверяет, что все это измышления полиции.

Интеллект за шваброй не спрячешь

На этой неделе суд Хельсинки приговорил членов банды наркокурьеров к длительным срокам тюремного заключения, так что заявление Тарвиса – это лишь попытка оправдаться.

Совершенно очевидно, что он оказался не силен в вопросах конспирации, хотя сам, конечно, считает иначе. Но Центральная криминальная полиция Эстонии без труда вышла на след налаженной Тарвисом наркоторговли, которую следственные органы назвали «наркобизнесом Калевипоэгов в Финляндии», хотя на финской территории действовал только один член преступного сообщества.

Даже тогда, когда звенья наркоцепи стали рваться одно за другим и начались аресты, Тарвис, руководивший «бизнесом» из тюрьмы в Хельсинки, попытался организовать по телефону доставку в Финляндию еще одной партии наркотиков. Иначе, как глупостью, это не назовешь.

Впрочем, странно было бы думать, что могучим интеллектом обладает человек, имя которого еще десять лет назад попало в криминальную хронику в связи с тем, что в Рапласком уезде он изнасиловал молодого человека палкой от швабры. За что и отправился за решетку на пять лет.

Полезное знакомство

Налаженный Тарвисом наркобизнес в Финляндии стал, конечно, серьезным продвижением в его преступной карьере. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что заказчиком наркотиков выступил известный байкерский клуб Bandidos.

Все началось с того, что в марте 2012 года за совершенное в Финляндии наркопреступление Тарвиса отправили на четыре с половиной года за решетку. В тюрьме Сёрняйстен в Хельсинки он познакомился с Андреем Йенско, отбывающим пожизненное заключение.

Такой срок Йенско получил за то, что в 2001 году застрелил легендарного финского байкера Марко Хирсма на глазах его жены и дочери. За пять-шесть лет до того Хирсма, возглавлявший тогда байкерский клуб Bandidos, организовал налет на конкурирующий байкерский клуб Hells Angels («Ангелы Ада»), во время которого использовались даже гранаты, позже Хирсма поссорился с Bandidos, а на момент гибели и вовсе отошел от криминала и выступал в составе рок-ансамбля Backsliders.

В тюрьме Тарвис сделал Йенско деловое предложение: он может наладить поставку наркотиков, торговля которыми гарантирует Bandidos приличный доход. Йенско, активно общавшийся с находившимися на свободе байкерами из мотоклуба, согласился.

Бизнес-идея Тарвиса была проста: через знакомых доставать в Голландии амфетамин и гашиш, переправлять их в Финляндию знакомым эстонцам, заново упаковывать и прятать в малолюдных местах, в основном, в лесу. Деньги наркокурьеры зарабатывали на том, что продавали Bandidos карты, на которых указывали местонахождение тайников c наркотиками.

Чуть больше года назад финская полиция вышла на след байкеров из клуба Cannonball, которые занимались контрабандой наркотиков, переправляя их из Бельгии в Финляндию. Почему байкеры из клуба Bandidos решили пойти кружным путем и не приобретать наркотики прямо в Голландии, это другой вопрос, которого мы касаться не станем.

Помни имя чужое

Тарвис решил, что для того, чтобы курировать наркобизнес, ему достаточно иметь запрещенный в тюрьме мобильный телефон с финским телефонным номером. Он был уверен, что полиции ни за что не придет в голову, что наркобизнес может организовать человек, находящийся в тюрьме. Его подельники тоже думали, что это железное алиби.

К делу Тарвис привлек находившегося на свободе Мариуса Митта, который в свое время проходил с ним по делу об изнасиловании. Митт, недавно освободившийся из финской тюрьмы, в которую попал за наркопреступление, нуждался в деньгах.

Тарвис и Митт знали, что полиция систематически отслеживает передвижения лиц, замешанных в свое время в преступлениях. В качестве прикрытия Митту раздобыли фальшивые документы на имя гражданина Литвы, которыми он пользовался, когда отправлялся морем в Финляндию или Швецию.

Для конспирации в телефонных разговорах они использовали другие имена. План отличный, если не забывать, что ты скрываешься под чужим именем, но о какой конспирации может идти речь, если в следующем разговоре с того же телефонного номера ты выступаешь уже под своим настоящим именем.

Весной 2013 года, когда «бизнесмены» занялись наркоторговлей, они чувствовали себя в полной безопасности. Снимая на короткий срок в Хельсинки квартиры, они заново расфасовывали наркотики, прятали их в тайниках, рисовали карты и давали знать Тарвису, что дело сделано.

Тарвис отслеживал их действия в реальном времени, выходя с мобильного телефона в Интернет. Тарвису было известно, где находятся тайники, Йенско знал покупателей. Обговорив детали получения заказа, наркодельцы встречались в окрестностях Хельсинки и совершали обмен: финны передавали деньги, эстонцы – карту.

Тарвис регулярно интересовался, как идут дела. Не имея, конечно, ни малейшего представления о том, что его частные телефонные звонки подельникам привлекли внимание эстонской ЦеКриПо.

Но еще до того как полиция заинтересовалась звонками, с ней связался человек, которого жестоко избил Митт, после чего полиция всерьез взялась за приятеля Тарвиса.

Следствие интересовало, кто пользуется финским телефонным номером и с какой целью постоянно названивает Митту. Ответы на вопросы не заставили себя ждать: общаясь с приятелем по телефону, Тарвис был довольно разговорчив.

По обе стороны залива

Анализ наркотиков, изъятых финскими полицейскими в разных уголках страны, показал, что все они из одной партии, что свидетельствовало о немалых масштабах бизнеса.

В июле прошлого года эстонские полицейские связались со своими коллегами в Финляндии. «Мы сказали финнам: мы знаем, что у вас проблема, и знаем, откуда у нее ноги растут, – говорит Томас Лохо, возглавляющий в ЦеКриПо отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. – Финны, ознакомившись с нашими данными, поняли, что мы правы».

Уже через 45 минут была создана общая следственная группа. Мы уже упоминали финский клуб байкеров Cannonball. Год назад финские и эстонские полицейские общими усилиями положили конец наркобизнесу, проведя операцию под кодовым названием Fanta. На этот раз финны предложили назвать новую операцию Sprite.

По обе стороны Финского залива была организована тщательная слежка за причастными к торговле наркотиками деятелями. На последнем этапе операции, когда полицейские уже готовились всех арестовать, неожиданно из поля зрения пропал Митт. Полицейские надеялись, что выйти на след человека, который пользуется поддельными документами и постоянно звонит по телефону, не составит труда, но ошиблись.

Где Митт? Чем он занимается? Как ни странно, ответы на эти вопросы помог получить находящийся в тюрьме Тарвис. 15 сентября он, приняв на грудь (сидельцы финских тюрем тоже наловчились гнать самогон), во время телефонного разговора проговорился, что два с половиной месяца назад Митт за использование поддельного паспорта попал за границей за решетку.

Финны без труда выяснили, что Митта взяли в Голландии. Оставалось доставить его в Финляндию, и можно было заканчивать следствие по делу о распространении и сбыте наркотиков.

Жадность Тарвиса сгубила

В Финляндии и Эстонии начались аресты. У участников наркобизнеса Марека Сегара и Прийта Паюла во время обыска нашли 14 000 евро наличными. Столь незначительная сумма объяснялась тем, что вырученные от продажи наркотиков деньги эстонцы вложили в покупку новой партии, рассчитывая в будущем на огромные барыши.

Как мы уже сказали, даже когда звенья наркоцепи стали рваться одно за другим, у Тарвиса не хватило ума залечь на дно. Наоборот, он ждал очередную партию наркотиков из Голландии: десять килограммов амфетамина и пять килограммов гашиша.

Вновь была снята квартира, куда ни о чем не подозревавший курьер фирмы DPD должен был доставить посылку. В квартире ее с нетерпением ожидал эстонец Сийм Коппель. Поскольку адрес на посылке оказался неточным, курьер вернул ее в контору.

Несколько дней спустя в DPD за посылкой заявились мужчины, которые отказались предъявить удостоверяющие их личности документы и ушли с пустыми руками. Еще через пару дней в контору курьерской фирмы пришли два человека из клуба Bandidos, один из них предъявил свой документ. Как только байкеры получили товар, их тут же взяли.

Но и эта неудача не отрезвила Тарвиса. Нужна была новая квартира, чтобы принять очередную партию наркотиков, и Тарвис приказал снять ее. «Если бы мы не приняли решение положить конец этой игре, были бы арестованы новые люди», – сказал глава наркослужбы Лохо.

Информации и доказательств было достаточно, и полиция решила не медлить. Были арестованы двадцать эстонцев и пять финнов-байкеров. Пришло время навестить в тюрьме и Тарвиса.

По оценке сотрудников Тампереского отделения Центральной криминальной полиции Финляндии, за четыре месяца в страну было ввезено 76 килограммов амфетамина, почти такое же количество гашиша, таблетки экстази и наркотик MDMA. Стоимость только амфетамина по принятым в Финляндии уличным ценам составила два миллиона евро.

Раскрытие наркоцепи оказало заметное влияние на всю Финляндию: после ареста членов группировки на рынке наркотиков спрос превысил предложение.

Справка «ДД»:

Тюремные сроки получили:

• Яак Тарвис – организатор, 13 лет;

• Мариус Митт – передавал наркотики для закладки в тайники и сам их прятал, 13 лет;

• Прийт Паюла – передавал наркотики для закладки в тайники и сам их прятал, 12,5 года;

• Марек Сегар – передавал наркотики для закладки в тайники и сам их прятал, 12,5 года;

• Теэму Лехтер – один из организаторов, 13 лет;

• Андрей Йенско – главный организатор с финской стороны, 9 лет;

• Андрус Белой – 1,5 года;

• Сами Бьёрн – 1,5 года;

• Карли Кангур – 4,5 года;

• Ялар Кердман – 5 лет;

• Сийм Коппель – 9 лет;

• Петри Лаппалайнен – 1,5 года;

• Харри Луккаринен – 9 лет и 8 месяцев;

• Таго Майдла – 7 лет;

• Янно Оясте – 5 лет;

• Марис Оясуу – выполнял роль водителя, отвозившего наркоторговцев к тайникам, 1 год;

• Маргус Пяртелс – 2 года и 3 месяца;

• Янно Пяртелс – 1 год;

• Риво Ранник – 2 года;

• Расмус Сёдерстрём – 9 лет.

***

Как в авантюрной комедии

Для того чтобы руководить наркобизнесом, Яаку Тарвису потребовался современный мобильный телефон. Тарвис договорился со своим приятелем-эстонцем Теэму Лехтером о доставке телефона в тюрьму. Лехтер был известен полиции: несколько лет назад он попался в Перу на перевозке наркотиков. Передать телефон в камеру решили на прочной леске, привязав ее к игрушечному вертолету.

Купив радиоуправляемый вертолет, Лехтер решил для начала потренироваться и почти сразу потерял модель в лесу. Пришлось покупать еще одну игрушку. С этим вертолетом Лехтер сумел приблизиться к тюремной стене. Привязав один конец лески к вертолету, и закрепив на другом смартфон, он отправил машину в полет. Но его вновь постигла неудача – вертолет со сломанной лопастью упал на землю и развалился.

Тогда Лехтер решил действовать с помощью спиннинга, но довольно скоро понял, что перебросить телефон на спиннинге еще труднее, чем на вертолете.

Наконец ему пришло в голову, что для переброски можно воспользоваться арбалетом. Идея оказалась удачной, и Тарвис сумел втянуть в камеру привязанный к леске телефон. Лехтер, то и дело появлявшийся у тюремных стен, при этом попал в объектив камер. Тарвис, заполучив новый телефон, спрятал его в находившийся в камере DVD-проигрывать. Старый телефон он тоже на всякий случай спрятал внутри тюремного телефонного аппарата.

Этот тайник позднее случайно был обнаружен, когда новый постоялец камеры пытался связаться с тюремным охранником. Его нашел специалист, которого тюремное начальство отправило ремонтировать телефон.

Наверх