Просто дух захватывает иной раз, когда становишься свидетелем беззаветного мужества, с которым молодые политики (или люди, считающие себя таковыми) обрушиваются на своих идейных оппонентов.
Безумству храбрых…
Вот, к примеру, юноша бледный со взором горящим, стоя на фоне гордо реющего эстонского триколора и шалея от осознания собственной безумной храбрости, вдохновенно посылает в ж…у не кого попало, а аж президента Российской Федерации Владимира Путина. То есть самого влиятельного, по версии журнала Forbes, человека на нашей планете. Прямо так и режет, невзирая на чины и регалии: «Путин, иди в …!»
Аутодафе без наказания
Даже как-то боязно обнародовать имя смельчака: мне за него страшно. А ну как Путин, употребив все свое с таким трудом накопленное немалое влияние, отдаст приказ найти дерзкого обличителя и покарать его?! Учитывая «мрачное чекистское прошлое» российского президента, такое исключить ведь нельзя? Хотя сам «юный посылальщик», как и положено истинному герою, страха не ведает и выкатывает ролик с ненормативной лексикой в социальные сети, где и фигурирует под своим собственным именем – Евгений Криштафович.
Кого-то он и его единомышленники, числом около пяти, с момента своего появления на общественно-политическом пространстве Эстонии мне сильно напоминают. Долгое время я не мог понять, кого именно. Да, честно говоря, особенно и не напрягался, бессонницей по этой причине не страдал. И только совсем недавно, да и то случайно, вспомнил.
Был такой момент на заре горбачевской перестройки, когда в ряды организаций, активно боровшихся за восстановление государственного суверенитета Эстонии, – Народного Фронта и еще более радикального Конгресса Эстонии – влилась группа, точнее даже группка горластых ребятишек. В своем стремлении быть святее папы римского они восторженно захлебывались фактически уже официально к тому времени разрешенной антисоветской и антикоммунистической риторикой. Были они очень удобны для местных национал-радикалов. Потому что когда обличительный пафос этих ребят зашкаливал за все мыслимые и немыслимые рамки, всегда можно было сказать: «Что вы нас упрекаете – это ваши же, русские так настроены!»
Особенно выделялся в этой группке некто Александр Кокин, взявший себе имя Сандер Сисс. Сам он объяснял свой псевдоним ссылкой на эстонский эпос, но сколько я ни расспрашивал коллег-эстонцев, никто из них так и не вспомнил, что это за персонаж и чем прославился. Так вот, этот самый Сандер Сисс совершил беспримерный акт гражданского мужества – приговаривая что-то на предмет близящегося конца «империи зла», публично сжег на Ратушной площади Таллинна «молоткастый и серпастый» советской паспорт. Каковой исторический момент запечатлел на пленке фоторепортер газеты «Советская Эстония» Файви Ключик (царствие ему небесное!), обладавший удивительным свойством оказываться в нужный момент в нужном месте. И газета этот снимок опубликовала.
Правда, спустя пару дней тот же Кокин-Сисс, как не в чем ни бывало, обратился в свое родное отделение милиции с заявлением о выдаче ему нового, хотя и столь ненавистного, документа, поскольку он собирался куда-то ехать, да и вообще жить без паспорта было не с руки. И выяснилось, что преданный аутодафе старый паспорт все равно был уже просрочен, так что милиция вынуждена была выдать-таки ему новый…
Про «гопников» и «макак»
Этот экскурс в историю я привожу как наглядную иллюстрацию справедливости утверждений Екклесиаста: «…нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: „смотри, вот это новое“, но это было уже в веках, бывших прежде нас». Однако не переводятся фрондеры-смельчаки, уверенные, что вот они-то и есть провозвестники «нового мышления» в политике.
Скажем, обозреватель газеты Postimees Юрий Маловерьян (Вендик), хотя и в более развернутом, чем у Криштафовича, формате и без похабщины, но тоже на грани фола, сравнивает президента Путина с гопником, который, играя в футбол, способен пырнуть соперника ножом, а потом удивленно восклицать: «Да вы что!? Он же меня толкнул! И я точно знаю, что у него тоже нож в кармане!».
Никто не требует от этих юниоров любить президента соседней страны, которую в самых верхних эшелонах власти открыто называют «не вполне дружественной» по отношению к Эстонии. Но ёрничать в его адрес… Это даже не «макака на дереве», по выражению депутата Рийгикогу Михаила Стальнухина, который таким образом охарактеризовал шаг Евгения Осиновского, вызвавшего его на публичные дебаты. («Макака на дереве» – не оскорбление; на профессиональном сленге так обозначается пиар-технология, с помощью которой малоизвестный политик раскручивает себя, «взбираясь» повыше: на авторитет более продвинутого соперника, как на дерево.)
Вообще-то ситуация больше напоминает анекдот советских времен. Встречаются русский и американец. Американец говорит: «У вас нет свободы слова! Вот я, например, могу выйти к Белому дому и крикнуть „Рейган дурак!“, и мне за это ничего не будет. А ты так можешь?». На что русский отвечает: «Конечно, могу! Да я хоть сейчас выйду на Красную площадь и крикну: „Рейган дурак!“, и мне за это тоже ничего не будет». А может быть, я поторопился, назвав наших младополитиков храбрыми людьми? Может, следовало бы подождать, пока они пошлют куда подальше кого-нибудь из местного истеблишмента?
Где сейчас обретается Кокин-Сисс, да и жив ли вообще – бог весть. Как и еще пара-тройка таких же горластых ребят из той группки. Мавры сделали свое дело, и фиг с ними!