Почему про презерватив на банане – можно, а про алкоголь – нельзя?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: vk.com, biatova.com, Лийс Трейманн

Как относятся производители алкоголя к его употреблению и злоупотреблению, правильно ли ведет себя государство и вообще, что лучше – пить разумно или не пить совсем. Об этом пишет еженедельник «День за Днём»

Несколько недель назад на экранах телевизоров и на рекламных щитах в городах и весях демонстрировались фрагменты жизни трех вполне благополучных людей: счастливого отца двоих детей, живущего в отдельном доме и играющего с мальчиками в индейцев, талантливого юноши-фотографа и тридцатипятилетней холеной женщины, читающей дорогущий глянцевый журнал в шикарной квартире. Всех персонажей объединяло одно: в один прекрасный момент они решили, что одна кружка пива (один бокал вина) лучше, чем две кружки или два бокала.

То, что бороться с пьянством и алкоголизмом нужно, отрицать не будет никто. Но почему красиво и романтично снятые клипы вызывают улыбку, недоумение и сожаление о напрасно потраченных деньгах? Почему героями клипов выбраны люди, которым ну никак не грозят цирроз печени, асоциальное поведение и окончание жизни под забором? Что не продумали создатели? Как обстоят дела с употреблением алкоголя в Эстонии? Почему полки магазинов ломятся от бутылок, в витринах киосков богатый выбор разнообразных лосьонов до и после бритья, а в нашем замечательном бесплатном транспорте все больше помятых и благоухающих совсем не «Хеннесси» пассажиров?

Можно было обсудить эти вопросы с наркологами и социологами, что, кстати, делалось неоднократно. Но показалось, что диалог с производителями и импортерами алкоголя будет более интересным: что думают по поводу антиалкогольной пропаганды профессионалы, производящие многоградусный опиум для народа?

На вопросы журналиста отвечала Кристель Метс, исполнительный директор эстонского филиала крупнейшей скандинавской компании Altia, человек в своей среде очень известный и авторитетный.

«По данным статистики, средний житель Эстонии выпивает в год 10,3 литра абсолютного алкоголя. Поэтому цель этой антиалкогольной кампании благородна: уменьшить потребление. Но нас как производителей волнуют и другие цифры – на эстонском рынке реализуется 12 миллионов литров водки в год, 20-25 % из которых – контрабанда и спиртовые напитки, произведенные неофициально, подпольно. Это целых три миллиона литров! За них не заплачено ни цента налога, и количество так называемой «паленой» и контрабандной водки от года к году не уменьшается. Мне кажется, что данная социальная реклама направлена совсем не на того потребителя. Герои рекламы – благополучные люди, а заниматься нужно не теми, кто выпивает два бокала вина, а кто пьет две бутылки водки в день! К сожалению, большинство из таких людей уже потеряны для общества!» – восклицает Метс.

У Кристель Метс и ее коллег легальный бизнес, они создают рабочие места, платят налоги, следят за качеством. Употреблять их продукцию или нет, много пить или мало – личное дело каждого. В таком же положении производители табачных изделий, которые обязаны, изготавливая сигареты, вести антиникотиновую пропаганду. А слоган «потребляй разумно» имеет очень широкий смысл: нужно разумно относиться к употреблению в пищу сладкого, соленого, жирного...

Спрашиваю Метс: что будет, если антиалкогольная пропаганда достигнет таких высот, что поголовно все начнут вести абсолютно трезвую жизнь? «Тогда мы закроемся, – спокойно отвечает она, но тут же продолжает: – Но этого не произойдет».

Будем пить плохое?

Весь мир употребляет алкоголь. Трудно представить себе свадьбу или юбилей без шампанского, глоток холодного белого вина освежает в теплый летний вечер, а рюмка ледяного «Егермейстера» согревает в лютый мороз... И ничего плохого в умеренном потреблении нет, просто каждый должен знать свою меру. Но парадокс в том, что социальная реклама, о которой мы много говорим сегодня, направлена не на ту аудиторию, а «та» аудитория рекламу не смотрит, а если и смотрит, то не обращает на нее внимания. «Та» аудитория пьет самую дешевую водку или портвейн 777, «та» аудитория – постоянный покупатель лосьонов «Леда» и им подобных в коплиских и ласнамяэских ларьках.

«Мы поднимали вопрос о том, что алкоголесодержащие жидкости, которые свободно продаются и детям, потому что не считаются алкогольными напитками, и посреди ночи по этой же причине, тоже должны облагаться акцизом», – продолжает Метс. Но законодатели производителям возразили, что тогда, дескать, нужно облагать акцизом всю парфюмерию! «Если флакон французских духов будет стоить на три евро дороже – в этом нет никакой трагедии, зато таким образом можно приравнять к алкоголю пресловутые лосьоны и хотя бы немного ограничить к ним доступ».

Тысячи людей употребляют внутрь спирт в виде лосьона, одеколона или жидкости для мытья окон. Разве это нормально? И количество любителей «фуфыриков» запросто может вырасти, если акциз на алкоголь будет и далее непрерывно повышаться, уверена Кристель Метс. Запланированное 15-процентное повышение акциза на алкоголь в этом году, а также ежегодное 10-процентное повышение с 2015 по 2018 годы даст в сумме рост акциза на 45%!

«Это означает, что для потребителей в 2015 году пол-литровая бутылка водки подорожает минимум на евро, а к 2018 году – на три евро», – отметила она в интервью порталу E24 и еще раз подтвердила в нашем разговоре. В долгосрочной перспективе, по ее мнению, объемы производства и продажи водки сократятся, но не из-за того, что люди перестанут ее потреблять, а из-за роста доли подпольного и контрабандного алкоголя.

Не пей, козленочком станешь

«Никому в нашей стране нет дела до тех, кто опускается все ниже и ниже. А это должно стать государственной заботой. Вот в Финляндии есть госпрограмма помощи семьям алкоголиков. Может показаться, что, повышая акциз, государство таким образом борется с алкоголизмом, но на самом деле ничего не меняется. Опять приведу в пример Финляндию: там один из самых высоких в Евросоюзе акцизных налогов на алкоголь. И что же – они меньше пьют? Нет, столько же, сколько и в Эстонии – 10,2 литра на человека в год», – уточняет Метс.

Между прочим, она утверждает, что повышение акциза сразу влечет за собой резкий скачок производства так называемой паленой водки. Центры ее изготовления известны – Выру, Валга и Нарва. Уж если выпивать, то употреблять качественные напитки, считает Метс.

Но не так все плохо, и намечается тенденция к уменьшению потребления. Да и по сравнению с другими странами у нас не слишком страшно обстоят дела: Эстония на 14-м месте в Европе. Больше нас пьют в Дании, Ирландии, Чехии, Польше, Литве, Латвии...

«Антиалкогольную пропаганду нужно начинать еще в школе. А в школах у нас говорят о сексе, о наркотиках, о насилии, об опасностях, подстерегающих подростков в Интернете. А об алкоголе не говорят. Почему-то эта тема табуирована. А надо бы объяснять, что такое опьянение, чем оно опасно, что происходит в организме, когда в него попадает алкоголь. Демонстрировать десятилетним презерватив на банане можно, а об алкоголе говорить нельзя!» – справедливо возмущается Метс.

А что касается рекламы, то показать во всей красе последнюю стадию алкоголизма было бы, как мне кажется, гораздо поучительнее. Тем более что исполнителей на наших улицах – пруд пруди. К огромному сожалению.

Наверх