Эстонское общественно-правовое телерадиовещание сделало свое ценовое предложение по созданию нового телеканала на русском языке. Журналист-телеведущий Владислав Копылков предлагает свои семь способов сделать этот канал востребованным и успешным.
Владислав Копылков: семь секретов успеха русского телеканала
Первое. Телеканал не может являться инструментом контрпропаганды и представлять интересы политической элиты страны. Нет никакого смысла тягаться с российским медиарынком, важно получить свою целевую аудиторию. Аудитория нового русскоязычного телеканала не должна ощущать постоянное давление: вот, поглядите, как они врут на российском ТВ, сейчас мы расскажем вам правду.
Такой стиль подачи информации русскоязычные жители Эстонии, которые действительно нуждаются в новом и качественном продукте, быстро почувствуют. Эта часть общества, к которой себя отношу и я, не собирается мириться с ситуацией, когда зрителя держат за идиота. Посему важно создавать независимую продукцию, без откровенной и навязчивой пропаганды.
Второе. Необходимо абстрагироваться от идеи захвата русскоязычного инфопространства Эстонии. Те, кто привык смотреть «расчлененку» по НТВ, новости по Первому и «Вести недели» по России, продолжат делать это в привычном режиме. Важно понимать, что заинтересовать надо молодого и умного русскоязычного зрителя. И для того, чтобы поставить перед собой эту цель, надо сначала честно признаться себе в том, что до сих пор у нас не было продукта, который бы отвечал запросам этой группы.
Необходимо думать о том, как создавать новый формат, а не искать денег на перезапуск старого. Создав эту базу, вы неизбежно завоюете и более возрастную аудиторию Эстонии. Хороший пример – это российский телеканал «Дождь», который изначально воспринимался как телеканал для креативного класса и оппозиционно настроенных россиян, а постепенно завоевал многомиллионную аудиторию по всей России и вошел в топ по рейтингам цитируемости.
Третье. Почему все говорят только о русскоговорящем зрителе нового телеканала? По данным социологического исследования Special Eurobarometer 386, в Эстонии 67% всего населения способны понимать и вести диалог на русском языке. Таким образом, мы имеем отличные условия для того, чтобы привлечь и эстонскую аудиторию. Но важно понимать, что ошибка редакции ETV2 заключалась даже не в том, что они загубили идею создания русскоязычного телеканала, а в том, что, сделав «двуязычный» телеканал, они сделали его неинтересным ни для русских, ни для эстонцев. Посему важно привнести в новую редакцию свежий взгляд на формирование и построение телеканала.
Четвертое. Завоевать аудиторию можно за счет новых качественных передач. В случае с «Дождем» мифы об избранности аудитории телеканала быстро развеялись, когда выяснилось, что на этом канале можно услышать разные точки зрения, которые не звучат в эфире других каналов. У нас ситуация схожа: в эфире Первого Балтийского услышать весь спектр мнений нельзя. Поэтому аудитория телеканала, который предоставлял бы возможность высказаться всем сторонам, априори была бы в выигрыше.
Пятое. Необходимо дать больше свободы ведущим и авторам. На примере того же современного формата телевидения, в котором работает «Дождь», мы видим, что практически все передачи создаются вокруг имени и стиля ведущих, будь то Собчак, Зыгарь, Таратута или Козырев. Да и на других российских телеканалах наибольший успех имеют передачи, ведущий которых – и дирижер, и скрипка: Соловьев, Киселев, Познер. У нас, к сожалению, ведущим не дают достаточно ресурсов и свободы для создания такого продукта, и получается, что ведущий предстает в роли диктора с вопросами, максимально корректного и сдержанного. Такой формат и стиль никого не цепляет, а особенно ту необходимую базовую аудиторию, которая сморит «Дождь» и читает «Сноба».
Шестое. Работа портала, радио и ТВ должна быть синхронизирована. Необходимо активно продвигать продукт в социальных сетях. Если с порталом и ТВ все понятно, то как можно синхронизировать радио и ТВ? Вполне реально запускать на новом телеканале видеотрансляции передач с Радио 4, как это происходит на телеканале RTVi, где показывают передачи с радиостанции «Эхо Москвы».
Должен быть видеоархив и постоянный форсинг новой информации в социальных сетях, должна существовать возможность смотреть телеканал онлайн и делиться своим мнением, задавать вопросы гостям и ведущим, участвовать в интерактиве со зрителями, голосовать.
Хороший пример – русская служба новостей финского телеканала YLE. У них постоянно высокая социальная активность в Фейсбуке. У нас почему-то многие думают, что достаточно публиковать только анонсы передач… Постоянная реклама, даже в виде анонсов, убивает социальный капитал странички ресурса, необходимо запускать дискуссии и общаться со своей аудиторией.
Седьмое. Больше риска и больше инициативы. Чесать всех под один формат и стиль – это тупиковый путь. Пускай каждый привносит что-то новое, с ошибками, с непрофессионализмом, но со своим стилем и палитрой. Иначе все это будет выглядеть очень тускло и убого.
Небольшие провокации, передергивания – допустимы. Особое мнение журналиста – тем более. Как говорит главред «Эха Москвы» Венедиктов – лучший ведущий тот, кто раздражает. А на примере «Дождя» мы видим, как молодые и неопытные зазнайки смогли завоевать русскую аудиторию.
Отличным ходом для популяризации телеканала было бы привлечение к работе российских журналистов, многие из которых сейчас находятся без работы. Например, Парфенов или Красовский.