В Россию нарвитяне идут в основном за продуктами

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Накануне длинных праздников в России по мосту через реку Нарова с российской стороны следовал нескончаемый поток автомобилей.
Накануне длинных праздников в России по мосту через реку Нарова с российской стороны следовал нескончаемый поток автомобилей. Фото: Mihkel Maripuu

Еще недавно нарвитяне отправлялись в Россию за водкой и сигаретами для перепродажи их в Эстонии, теперь же товары покупают только для своих нужд.

На Нарвском таможенном пункте на эстонско-российской границе теперь намного спокойнее, чем несколько лет назад: усиленный контроль и жесткие законы принесли результат – конт­рабанды здесь стало заметно меньше. Тем не менее, таможенники не теряют бдительности, пресекая попытки нелегального перемещения товаров через границу.

Руководитель Нарвского таможенного пункта Налогово-таможенного департамента Вольдемар Линно встречает нас под большим красочным плакатом с изображением современного пограничного пункта. «Когда приедете в следующем году, картина будет совсем иной», – обещает он. Действительно, в здании тесно, да и ненормально это, когда два встречных потока – из страны и в страну – разделены лишь легким простенком.  

Нас больше интересует поток, который направляется в Эстонию и в свою очередь разделен надвое: с одной стороны нарисованы зеленые полоски, с другой – красные. Человек может выбрать тот или иной путь в зависимости от того, есть у него товар, который необходимо задекларировать или нет.

Местные правила знают

Поскольку в среду до обеда народу на границе мало, молодые симпатичные таможенницы почти всех просят предъявить содержимое сумок. Обычно досмотр проводится выборочно. «Абсолютно все проверяет, наверное, только таможня Северной Кореи», – замечает Линно.

Если у пересекающего границу человека обнаружат что-то сверх разрешенного, его попросят пройти в соседнее помещение для более основательной проверки.

По словам Линно, по большей части границу пересекают местные жители, которые прекрасно знают и правила проноса-провоза товара, и как вести себя при таможенном досмотре, так что неприятностей с ними не бывает. Хотя недоразумения случаются.

Начальник таможенного пункта предупреждает, что за то недолгое время, пока мы здесь находимся, вряд ли нам удастся стать свидетелями обнаружения контрабанды. Впрочем, мы приехали сюда совсем не ради этого, цель нашего посещения – своими глазами увидеть, как работает пограничный пункт и что везут сегодня из России.

Нарвитянин Михаил, как раз проходивший через границу, любезно согласился показать, с чем он возвращается в Нарву из Ивангорода.

В его сумке в основном продукты, большей частью детское питание, которое в России, по его словам, на 20-30 процентов дешевле, чем в Эстонии. Семье молодого человека, на данный момент безработного, приходится считать каждый цент. Через границу он ходит за продуктами, как это и разрешено, два раза в месяц, алкоголь проносит редко, так как сам его не употребляет.

Надо сказать, что контрабанды стало намного меньше, что можно считать результатом как хорошей работы таможни, так и ужесточившихся законов, в соответствии с которыми в несколько раз сократилось количество пересечений через границу, а также снизилась норма разрешенных к ввозу алкогольных и табачных изделий.

Если в прежние времена некоторые предприимчивые жители Нарвы несколько раз за день пересекали границу и проносили в Эстонию алкоголь и сигареты в огромных количествах, то теперь нельзя пересекать границу с акцизными товарами более одного раза в сутки. Пронести с собой можно только две пачки сигарет два раза в месяц и литр водки или четыре литра вина раз в месяц.

В результате сократились очереди как по одну, так и по другую сторону реки Наровы. Кроме того, сейчас контрабанде препятствует и погода – под легкой летней одеждой трудно что-то спрятать, а уж бутылку водки и подавно.

Следует отметить и такое положительное явление, как выросший в последнее время поток товаров из Эстонии в Россию, что, несомненно, на руку эстонской экономике, хотя и прибавило работы таможенникам. Жителей Нарвы используют в качестве «мулов», переправляющих через границу одежду и электронику, за что они получают деньги. Товар перевозят как на тележках, так и в автомобилях. Закупают и перепродают товар другие люди.

Постоянно растет доля российских туристов. В тот день, когда Postimees побывал на таможенном пункте, с российской стороны то и дело подъезжали автобусы, поскольку накануне Дня России у людей был сокращенный рабочий день. Все автобусы тщательно досматривают с собакой на предмет наркотиков.

Таможенники должны все время держать ухо востро. В своей работе они постоянно анализируют риски исходя из уже имевших место случаев, а также поступающих сигналов, на основании которых принимается решение более тщательно проверить того или иного человека или его автомобиль.

Контрабандный товар конфискуется, в отношении человека, пытавшегося провезти контрабанду, возбуждается дело о проступке. Как раз в этот день два молодых человека нарвались на наказание. Сознательно или по незнанию (это выяснит расследование) они везли из России электронику, которая облагается таможенной пошлиной. Очевидно, им придется заплатить штраф.

Если находят большое количество контрабанды и есть основание полагать, что она провозится сознательно с целью уклонения от уплаты пошлины (например, спрятана в тайнике в автомобиле), то по согласованию с Департаментом полиции и погранохраны человеку могут аннулировать визу.

Автомобиль пенсионера

Как раз в этот момент на «рентген», т.е. в ангар на просмотр и проверку направляют видавший виды старенький Volkswagen Passat. То ли потому, что в прежние времена такие автомобили часто использовались для провоза конт­рабанды, то ли по какой другой причине, но владельцу автомобиля пенсионеру Рейну придется смотреть, как станут «разбирать» его машину. Седой мужчина наблюдает за этим со стоическим спокойствием, поскольку, по его словам, уверен, что ничего подозрительного у него нет.

«Раз в год обязательно досматривают, я уже привык. Через границу езжу раз в месяц, в основном за продуктами, там выбор больше», – говорит Рейн и показывает пачку длинных макарон, таких в Эстонии нет, а они, уверяет пенсионер, очень вкусные. Привозит Рейн и алкоголь, хотя сам уже несколько лет спиртное в рот не берет. Крепкие напитки – в разрешенном количестве – он везет, чтобы угощать друзей. Лет десять назад, по его словам, бизнес на алкоголе, сигаретах и автомобильном топливе процветал.

Были случаи, когда Рейна заворачивали на границе из-за топлива. По документам вместимость бензобака Volkswagen Passat 70 литров, но на самом деле в него входит 100 литров. Наверное, поэтому автомобили этой марки использовались для конт­рабанды топлива.

В ходе осмотра из автомобиля Рейна на свет божий извлекают пакет, в котором что-то бренчит – это пустые банки для закрутки знаменитых нарвских миног. Оказывается, пустую стеклотару выгоднее привезти от восточных соседей. Четверо мужчин с помощью специальных инструментов проверяют автомобиль изнутри и снаружи, снизу и сверху, наконец, к работе подключается наркособака.

Все в порядке, и Рейн вместе с приятелями может продолжать путь. После этой поездки ему придется на некоторое время отложить вояжи в Россию: срок годовой визы, ради которой ему пришлось подыскать работу, подходит к концу. Рейна это печалит не только потому, что из-за границы он привозит продукты, но и потому, что на той стороне на кладбище у него есть родные могилы.

По словам руководителя таможенного пункта, за смену досматривать такие автомобили приходится не один раз – это обычная рутинная проверка. Иногда она проводится в тех случаях, когда поведение человека вызывает подозрение (например, путано отвечает на вопросы), или анализ рисков дает основание для проверки.

На погранпункте есть своего рода «музей», где можно увидеть, что и как пытаются проносить или провозить через границу. Сигареты, например, рассовывают не только по потайным карманам в одежде, прячут в разных местах в автомобиле, но и в «кенгурятнике» для ребенка. Алкоголь пытаются провозить в топливных баках и прочих емкостях. О том, насколько разнообразной может быть контрабанда, можно судить по изымаемым товарам – от полицейской формы до электрошокеров, от различных вещей с фальшивыми марками до шкур животных, находящихся под охраной.

На вопрос, не опережают ли контрабандисты в своих ухищрениях таможенников, Линно отвечает отрицательно. «Если и опережают, то на полшага, но мы стараемся от них не отрываться», – добавил он.

Провоз товаров через границу

После сокращения количества повторных пересечений границы провоз товаров из России в Эстонию сократился (в декабре 2013 года по сравнению с декабрем 2012 года):

• алкоголь – на 19%

• сигареты – на 26%

• топливо – на 42%

В то же время выросло:

• количество автомобилей, пересекающих границу один раз в месяц, – на 20%

• количество лиц, пересекающих границу один раз (туристы), – на 12%

В 2013 году в виде контрабанды пытались провезти:

• 11,2 млн сигарет (по сравнению с 2012 годом меньше на 44%)

• 11 000 литров абсолютного алкоголя (меньше на 64%)

• 122 000 литров топлива (больше на 9%)

• В ночь на 12 июня 2014 года на Нарвском пограничном пункте задержали два грузовых автомобиля, в тайниках которых было спрятано более 63 000 незадекларированных сигарет.

Источник: Налогово-таможенный департамент

Комментарии
Copy
Наверх