Юрий Вендик: на войне не стоит принимать за истину все новости

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Большинство людей в мире понимают, что на стороне Украины боевые действия ведут отнюдь не «фашисты», однако и используемое украинскими СМИ понятие «террористы» в отношении сепаратистов тоже не для приличного газетного издания.
Большинство людей в мире понимают, что на стороне Украины боевые действия ведут отнюдь не «фашисты», однако и используемое украинскими СМИ понятие «террористы» в отношении сепаратистов тоже не для приличного газетного издания. Фото: Reuters/ScanPix

Московский колумнист Postimees Юрий Вендик пишет, что в условиях боевых действий на юго-востоке Украины не стоит принимать за чистую монету не только российские пропагандистские заявления, но и сообщения со стороны Украины, не получившие подтверждения из независимых источников. В информационной войне Украина тоже преследует цель дезинформировать и деморализовать противника.

В последние месяцы много говорилось о без­удержной российской пропаганде, объектом и главной мишенью которой является Украина. Это остается правдой и сейчас, но это уже отнюдь не вся правда.

Ситуация постепенно изменилась. На юго-востоке Украины началась настоящая война, и ведущаяся параллельно с ней информационная война вовсе не является односторонней.

Одна из воюющих сторон, конечно, может вызывать симпатию,  быть достойной сочувствия и поддержки, поскольку является жертвой агрессии и пытается защищаться.

Однако мы, сторонние наблюдатели, должны отдавать себе отчет, что в условиях настоящей войны эта сторона отчасти уже не может, а отчасти не считает возможным и необходимым оставаться честной и открытой. Это необходимо учитывать как журналистам, так и читателям-телезрителям.

Конечно, не хочется говорить, что «все одним миром мазаны» или «истина находится посередине». Отнюдь нет, разумеется.

Дело просто в том, что СМИ Эстонии хотя и знают, что российские издания не стоит воспринимать как достоверные источники информации, однако, они еще, видимо, не поняли, что сообщения Украины, даже официальные, о боевых действиях больше не стоит без разбору и без проверки фактов ставить в газеты или пускать в эфир. В нынешней ситуации они уже могут не быть правдивыми просто потому, что Украина тоже ведет информационную войну и стремится, кроме всего прочего,  дезинформировать и деморализовать противника, в частности сепаратистов. И одновременно с этим она дезинформирует и мировую общественность.

Международные редакции по-прежнему транслируют поступающие из Украины новости почти в неизменном виде. Мне не хотелось бы здесь указывать на кого-то пальцем – примеров множество.

При этом редакторы-международники утверждают в ответ, что у них нет рабочих рук и времени, чтобы все основательно проверять, как это принято в какой-нибудь крупной солидной международной компании. Это понятно, однако речь идет об адекватном информировании своих читателей, и нередко было бы вполне достаточно простого, но важного примечания: «Независимые источники данное сообщение не подтверждают».

Когда Москва утверждает, что она никак не причастна к войне на юго-востоке Украины, ни один занимающийся данной темой адекватный журналист, конечно, не должен этому верить.

Но вместе с тем, когда, например, министерство обороны Украины вдруг сообщает о десятке уничтоженных колонн грузовиков и военной техники сепаратистов, которые якобы двигались через границу из России, а на следующий день еще о трех, не представив при этом ни одного фотоснимка или видеозаписи, то, видимо, этому тоже не стоит сразу же верить.

Министерство обороны Украины может, так сказать, преувеличивать по многим причинам: это может быть стремление деморализовать противника, желание поддержать боевой дух своих или же попытка местных или штабных офицеров выглядеть более внушительно, чем есть на самом деле и т.д. Причем, не представив ни одного достойного доверия визуального свидетельства.

Когда лидеры «народных рес­публик», орудующий в Словянске полевой командир Стрелков-Гиркин или сотрудники «Комсомольской правды», а вслед за ними и официальная Москва уверяют, что украинская армия проводит бомбардировки – как бы просто так, для развлечения – мирных городов, то это, как говорится, следует «поделить на сто».

Вместе с тем, когда Украина вдруг заявляет, что совершенно к этому не причастна, что сепаратисты в Словянске, например, сами обстреливают жилые дома, чтобы обвинить в этом армию или же специально ведут огонь из жилых домов и детских садов, чтобы навлечь на них огонь противника, то и к этому тоже следует, мягко говоря, отнестись осторожно.

У создаваемых украинских вооруженных сил нет навыков и снаряжения, чтобы организовывать какие-то фантастические «хирургически точные» операции. Их единственным преимуществом перед лицом многочисленного и хорошо вооруженного противника является авиация и тяжелое вооружение, и в такой ситуации жертвы среди мирного населения, к сожалению, неизбежны. Они хотя и пытаются всевозможными средствами свести их к минимуму, иначе Словянск был бы уже сметен с лица земли, как действовали русские в Грозном, однако полностью избежать жертв среди гражданского населения невозможно. А солдаты со временем неизбежно становятся все более озлобленными и беспощадными.

Весь мир, кроме населения России и Юго-Восточной Украины знает, что на стороне Украи­ны боевые действия ведут отнюдь не «фашисты», говорить об этом подробнее нет смысла.

Но и используемое всеми украинскими СМИ понятие «террористы» тоже не может иметь места на страницах приличного газетного издания. Некоторые сепаратисты действительно являются и террористами – например, те, что захватили людей, в т.ч. наблюдателей ОБСЕ, но их значительная часть является впавшими в идиотизм люмпенами, а еще одна внушительная часть – это обычные люди, которые, к сожалению, искренне верят – под воздействием российской телевизионной пропаганды – что злые фашисты-бандеровцы идут убивать их детей, и они выступили на защиту своей родины, как они это понимают.

Когда «Донецкая народная рес­публика» и Москва утверждают, что «украинские каратели» грабят и проводят массовые расстрелы местных жителей в контролируемых ими городах, то это, разумеется, просто ложь. При этом не стоит полагать, что действующие в условиях враждебного окружения солдаты то и дело помогают старушкам переходить дорогу и спасают котят, а не стреляют в условиях городских боев во все, что движется.

Все международные наблюдатели, в том числе эстонские СМИ и читатели, оказались в сложном положении в отношении Украины: непонятно, кому и чему верить. С российскими СМИ и официальными источниками все уже давно ясно, но и украинские СМИ тоже почти в полном составе «ушли на фронт». Даже такие прежде относительно достойные доверия интернет-издания и агентства вроде liga.net, unian.net или pravda.com.ua теперь являются участниками информационной войны.

Тем более таковыми стали телеканалы, многочисленные небольшие издания и сайт Дмит­рия Тымчука inforesist.org, который хотя и предлагает много любопытной информации, но никогда нельзя сказать, кем и с какой целью она запущена.

Что же могут предпринять в этой ситуации СМИ Эстонии и читатели, конечно, те, кто стремится действительно увидеть и  отражать адекватную картину? Не так уж и много.

Прежде всего не стоит a priori верить всему, что сообщают воюющие стороны. По возможности проверять информацию и в любом случае не спешить ставить ее в номер или в эфир. Наиболее достойными доверия источниками, видимо, являются записи в Twitter работающих в регионе иностранных журналистов. К сожалению, сейчас их там не так много, а со стороны сепаратистов работать почти совсем невозможно, но все-таки.

Хорошим дополнением, конечно, являются реплики местных жителей, данные российской социальной сети Vkontakte, фотоснимки и стримы.

Если же событие кажется очень значительным, источник относительно адекватен, но подтверждения все нет и нет, можно было бы сделать в тексте отметку, что «независимые источники этого не подтверждают». Таким образом, уважаемым читателям можно напомнить, что речь идет о чрезвычайном ситуации в связи с войной и не стоит в Facebook и в комментариях воспринимать каждую конкретную новость как повод для далеко идущих выводов.

Наверх