Прозвучавший недавно на Украине план отделиться от России физическим барьером – «Украинской стеной» – на практике мог бы означать металлическое ограждение с дополнительными сооружениями. Подобную идею отмел руководитель Днепропетровской области, олигарх Игорь Коломойский.
Арго Идеон: через стену
С 1989 года мир изменился очень сильно. Кто из молодых восточноевропейцев, наблюдавших падение Берлинской стены и испытавших эйфорию от открытия границ, мог себе представить, что еще при жизни их поколения и в этой же части света пойдет речь о сооружении новых стен?
Вероятно, именно из-за опыта, пережитого моим поколением, стены мне принципиально не нравятся. Гораздо приятнее проезжать без остановок из Валга в Валку или незаметно пересечь границу Бельгии и Голландии, выйдя прогуляться, или посидеть в уличном кафе, одна ножка столика в котором может располагаться в одном государстве, а вторая – в другом.
И все же стены – это реальность и современного мира. Наиболее известна бетонная стена, сооруженная Израилем на границе с Палестиной, но не только благодаря рисункам художника-граффитиста Бэнкси. Ее наличие наверняка спасло энное количество человеческих жизней.
Смысл любой стены – удержать кого-то либо внутри, либо снаружи. Тенденцией выглядит сейчас намерение удержать снаружи. Выстроенная на границе США с Мексикой стена составляет уже тысячу километров и на западе уходит прямо в Тихий океан. Задача этой стены – отделить друг от друга два мира: богатый и бедный. На европейской границе имеется аналогичная стена – в испанских анклавах, расположенных на северном побережье Африки в Марокко. Однако иммигранты оттуда все равно через нее перелезают.
Защита цивилизаций от варваров – повторяющийся мотив истории. Без сомнений, строительство стен помогло римскому императору Адриану в Великобритании, как помогало оно и во времена Средневековья таллиннцам. Однако несокрушимых стен не бывает. Ни система защитных сооружений немцев «Атлантический вал» в 1944-м, ни линия Гинденбурга в 1918-м, ни система французских укреплений Мажино в 1940-м не смогли остановить наступающие армии.
То же произойдет в итоге и с современными сооружениями. По крайней мере, хотелось бы быть в этом вопросе оптимистом. Будем надеяться, что будущее не только за маленькими оазисами богатых и успешных, отделенными от остального мира, в котором царят бедность, хаос и анархия, высокой стеной. Однажды они (или мы, смотря с какой стороны посмотреть) все-таки перейдут через стену.