Лийзи Моосар исследует причины того, почему в нашем обществе доминирует представление, будто мужчины, в отличие от женщин, от природы имеют склонность к вождению автомобиля.
Лийзи Моосар: Женщина за рулем, куклы в кювете?
Тема равноправия полов, с одной стороны, хотя и разжигает страсти, порождая противоположенные мнения, однако, с другой стороны, оказывается слишком важной с точки зрения развития и повышения благосостояния общества, чтобы осторожно замалчивать ее в интересах всеобщего согласия.
Примечательно, что в последнее время мы стали больше говорить о неравенстве между женщинами и мужчинами на рынке труда, и надо надеяться, эта плодотворная дискуссия обретет продолжение. Вместе с тем с детства укоренившиеся стереотипы проникают не только на рынок труда, но и в иные сферы жизни, к одной из которых я и обратилась в своем исследовании, проведенном нынешней весной.
Водитель от природы?
Меня давно интересовало, почему считается, что автомобиль оказывается в кювете тогда, когда за руль садится женщина? Почему во время семейных поездок на машине за рулем обычно сидит он, а не она? Если в Таллинне собственный автомобиль имеют более 42 процентов семей, то на работу ездят на машине только 14 процентов женщин, а на общественном транспорте — 42 процента?
Почему в Эстонии среди обладателей водительских прав 39 процентов женщин и 61 процент — мужчин? Эти и многие другие занимавшие меня вопросы требовали логического ответа.
В ходе проведенного в Эстонии интервью с водителями автомобилей мужского и женского полов выяснилось, что сидящих за рулем персонажей интревьюируемые описывают на основе классических половых стереотипов, которые, в свою очередь, объясняют через биологические особенности женщин и мужчин.
Независимо от пола автомобилисты полагают, что сидящие за рулем мужчины более смелые и компетентные, а женщины — более робкие, беспомощные и склонные к уступкам. Вождение автомобиля у нас почему-то считается сугубо мужским занятием — мужчине за рулем просто необходимо превзойти женщину!
Хотя при управлении машиной совсем не обязательно наличие присущей мужчинам физической силы, различия, обусловленные детородной функцией, здесь тоже ничего не значат — поэтому принять в качестве объяснения биологическую предрасположенность здесь затруднительно. При этом до сих пор не существует доказательств предполагаемых психологических различий между женщинами и мужчинами, поскольку отделить роль общества как важнейшего внутреннего механизма от природных факторов здесь достаточно сложно.
Одно логическое обоснование предпочтения мужчин в качестве водителей все же есть: мальчикам автомобиль показывают уже тогда, когда они еще не успевают сделать своих первых шагов, тогда как девочки в этом возрасте окружены преимущественно куклами.
С этого и берет свое начало «присущий» мальчикам интерес к автомобилям. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они, став взрослыми, имеют за плечами больший опыт и предрасположенность к более уверенному обращению с автомобилем.
Несмотря на все это, в обществе доминирует представление, что мужчины от природы имеют склонность к вождению автомобиля. При формировании этой установки во внимание не принимается влияние окружающей среды и социальных условий. Статус мужчин как лучших водителей основан на их многократном статистическом доминировании среди профессиональных шоферов — от таксистов и до пилотов Формулы-1.
Такие общественные установки позволяют большинству из нас считать подобного рода объяснения обоснованными и естественными — стало быть, мужчины лучше взаимодействуют с чудесами современной техники, нежели женщины!
Женщина как попутчица
Подлинная функция таких популярных стереотипов, по мнению французского социолога Пьера Бурдье, является маскировкой порожденных обществом властных взаимоотношений между полами.
Из проведенных в рамках исследования интервью явствует, что если в семье есть один автомобиль, на нем обычно ездит мужчина, а женщина пользуется общественным транспортом.
В положительном смысле речь идет о женщинах, щадящих природную среду, и было бы лучше, если бы все мы отдавали предпочтение такому способу передвижения и думали о защите среды.
Более печальное положение возникает тогда, когда женщина хочет обзавестись своей машиной, однако, с учетом материальных возможностей, вопрос часто решается в пользу покупки автомобиля мужчине. В ходе исследования было также установлено, что, отправляясь в поездку на автомобиле вместе с мужчиной, женщины чаще всего располагаются на сиденье рядом с водителем, кроме тех случаев, когда мужчина употреблял алкоголь — в таких ситуациях женщина часто выступает в роли трезвого водителя.
В обществе сложилось представление о равенстве, и подобное поведение не воспринимается как дискриминация.
При этом была отмечена и одна обнадеживающая тенденция: чем меньше автомобилей двигалось на наших улицах, тем более значимыми атрибутами статуса они являлись и тем меньше женщин можно было увидеть среди их водителей.
В настоящий момент автомобили в значительной степени превратились в предметы повседневного пользования и прохожим уже не приходит в голову вытягивать от удивления шею, увидев за рулем машины женщину.
Таким образом, существует надежда, что общество потребления по-своему способствует преодолению такого стереотипа и сидящий за рулем мужчина или женщина уже не говорят, завидев неуверенно двигающийся автомобиль: «Ну, конечно, за рулем женщина!»