Cообщи

Яхты и катера в Эстонии доступны среднему классу

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Писатель и предприниматель в сфере рекламы Сассь Хенно на борту собственной яхты в порту Ванасадам.
Писатель и предприниматель в сфере рекламы Сассь Хенно на борту собственной яхты в порту Ванасадам. Фото: Mihkel Maripuu

Количество владельцев маломерных судов менее чем за десять лет почти удвоилось. Postimees представляет вам два совершенно различных мнения владельца яхты и владельца морского катера: стоит ли вообще покупать судно, и если да, какое именно.

Писатель и предприниматель в сфере рекламы Сассь Хенно несколько лет назад приобрел за 5500 евро построенную в 1979 году яхту Ma­­xi 77 – семейное малое парусное судно шведского производства. На яхте есть спальные места для пяти человек, кухонный уголок и туалет.

Для Хенно это уже вторая яхта: в 2008 году он приобрел яхту английского производства, однако она оказалась слишком мала.

«На ней я учился ходить под парусом, – вспоминает Хенно. – Первая яхта предлагалась, кажется, в Kuldne Börs за 80 000 евро, но я сторговался на 50 000 крон».

Сассь Хенно демонстрирует мне объявление о продаже за 3500 евро построенной в 1979 году яхты Junker – если бы он покупал свою первую яхту сегодня, то приобрел бы именно такую.

«На самом деле приобрести требующую небольшой доработки яхту можно и за 2500 евро, – считает он. – Судами, пригодными для плавания по проливу Вяйнамери и в Финляндию-Швецию, можно обзавестись по довольно разумным ценам».

Говоря о расходах на обслуживание и содержание яхты Хенно приводит довольно внушительные суммы: его яхта стоит в таллиннском порту Ванасадам, и шесть месяцев навигационного периода обходятся более чем в 800 евро.

Помимо этого около 60 евро стоит в совокупности спуск и подъем парусника, на аренду зимней площадки в гавани дополнительно уходит по 100-150 евро в месяц. Всего содержание яхты и место в гавани обходится, по подсчетам Хенно, в 1500-1600 евро в год.

Обычно при покупке по­держанной яхты возникает необходимость приобрести новый мотор, который тоже стоит недешево. А через год-два придется заменить на днище лодки старый слой токсичного вещества, отпугивающего всевозможных морских обитателей.

«Если руки растут откуда надо и сам берешься за дело, управишься за полдня, – говорит Хенно. – Если же заказывать эту работу, за час берут 25-30 евро».

Исходя из эмоций

Как часто Хенно выходит в море под парусом?

«Честно говоря, гораздо реже, чем хотелось бы. Обычно в море выходишь, когда вечер красивый и ветер приятный, – признается он. – Если облачно и ветрено, можно просто заняться спортом. Друзья, как правило, предпочитают совершить спокойный круиз, а в полном одиночестве я больше в море не выхожу».

Хотя навигационный период продолжается полгода, хорошая морская погода в наших краях держится два-три месяца. Тогда Хенно выходит в море по два-три раза в месяц. В основном это небольшие прогулки в окрестностях Таллинна. «Один раз за лето отправляемся в Пярну, это более продолжительный переход, часов на тридцать», – рассказывает он.

Кому нужен катер, а кому яхта? «Кто-то добирается до Риги самолетом, а кто-то на автомобиле», – поясняет Хенно. У катера расход топлива на одну морскую милю (1,8 километра), по его словам, внушительный: «Если отправляешься в Пярну на паруснике, это особо ничего не стоит, а если на катере, на топливо уходит несколько сотен евро. Катер нужен, чтобы добраться до какого-то места, яхта – для наслаждения самим процессом».

Преимущество катера – в отсутствии киля. Большую яхту во двор дома так просто не завезешь, а вот небольшой катер можно, да и место в гавани ему иметь необязательно. Маленький катер можно каждый раз спускать на воду с трейлера и потом затаскивать обратно, с яхтой это сделать не так-то просто.

По словам Хенно, не стоит излишне эмоционально обсуждать, как часто владельцы яхт выходят на них в море на самом деле.

«Проведенных в море часов неизбежно оказывается немного. Сколько у нас людей, которым не удается добраться до своих дач, у скольких людей в гаражах лежит снаряжение для серфинга или простаивает взятый в лизинг мощный квадроцикл? – спрашивает он. – Конечно, никто на яхте рыбу не ловит, поэтому вещь эта не очень практичная. Надо спросить у себя, насколько сильно ты ее хочешь? Есть ли ощущение, что тебе просто необходимо ею обзавестись?»

В итоге Сассь Хенно рекомендует покупать яхту, исходя из эмоций. «И тогда вы узнаете кое-что и о хождении под парусом, и о себе, – утверждает он. – Купите яхту за 2500-3500 евро, возьмите с собой друзей. Если такой образ жизни вас не увлечет, вы просто продадите яхту на 500 евро дешевле. Но полученный опыт будет бесценен».

Лучше по расчету

Член совета входящего в концерн Eesti Meedia предприятия Ühinenud Ajalehed Маргус Метс – более опытный морской волк, чем Хенно. И взгляды у него совершенно иные – если покупаешь яхту или катер, то семь раз отмерь, полагает он.

За рубежом Маргус Метс предпочитает ходить под парусом на взятых в аренду яхтах, в Эстонии же он по сугубо практическим причинам ездит на личном морском катере – его дача находится на небольшом острове.

«Морской катер по сравнению с яхтой не так устойчив к штормам, – констатирует он. – Понятно, что катер быстрее. Но разве можно сравнивать автомобиль и мотоцикл?»

Расход горючего у морского катера просто колоссальный. «Морская миля составляет 1,8 километра, мой катер – средних размеров, он съедает два литра дизельного топлива на морскую милю, – рассказывает Метс. – Более же крупные и комфортабельные катера длиной до 24 мет­ров съедают до 14 литров на морскую милю».

Самый дорогой способ хранения катеров и яхт – это содержание их в закрытом помещении, в эллинге, где зимой температура не ниже пяти градусов тепла.

«Однако большинство людей все же держат свои яхты на пристани, – говорит Метс, – Катера поменьше можно размещать и во дворе своего дома или в гараже».

Новая баварская яхта длиной десять метров стоит, по словам Метса, 100 000 евро, при этом небольшой катер можно приобрести за 50 000 евро.

«Автомобиль за 50 000 евро – очень дорогая машина, но катер за такую цену весьма скромен», – утверждает он.

По словам Метса, автомобиль можно приобрести и за тысячу евро, но он никому не советует покупать очень дешевую старую яхту.

«Это будет большое везение, если с ней в первый же сезон ничего не случится, – полагает он. – Я бы вообще исключил приобретение яхт такого ценового класса. Стоимость безопасной и пригодной для выхода в море подержанной яхты стоит определить от 20 000 евро и выше».

Расходы на содержание яхты и катера, по словам Метса, просто гигантские.

«Необрастающую краску для их подводной части необходимо обновлять раз в два года или даже ежегодно, – предупреждает он. – Каждую осень надо проводить тех­обслуживание двигателя – здесь не должно быть никаких компромиссов. Как правило, стои­мость годового обслуживания катера, его содержание, место у причала, топливо обходятся примерно в десять процентов от его стоимости. Если рос­кошный катер стоит 100 000 евро, то расходы на его обслуживание за год составят 10 000 евро».

Специалист: водителям маломерных судов не хватает опыта

По словам руководителя службы морского администрирования Департамента полиции и погранохраны Рене Аллика, практическая подготовка водителей маломерных судов оставляет у нас желать лучшего.

Число владельцев яхт и катеров стремительно растет, что неизбежно увеличивает количество несчастных случаев – из-за не­опытности. К 20 июня пограничники провели две поисково-спасательные операции, связанные с увеселительными морскими прогулками, и, кроме того, еще семь спасательных операций было связано с маломерными судами. На внутренних водоемах такие происшествия находятся в ведении Спасательного департамента.

В позапрошлую субботу, по сообщению Департамента полиции и погранохраны, целых четыре маломерных судна нуждались в помощи – проблемы были разные: один парусник опрокинулся, у одного катера вышел из строя двигатель, и еще один катер и яхта сели на мель.

По словам Аллика, пограничникам приходится все чаще заниматься инцидентами, произошедшими из-за недостатка опыта у владельцев маломерных судов, хотя это и неплохо, что все больше людей стало выходить в море.

Наиболее типичны случаи, когда у маломерных судов заканчивается горючее или выходит из строя двигатель, бывает, что кто-то выпадает за борт.

«Очень часто малые суда, особенно яхты, наскакивают на мель», – констатирует Аллик. По его мнению, прибрежные воды Эстонии достаточно сложны для навигации.

Подготовка водителей маломерных судов, по его словам, еще не на должном уровне в Эстонии: «Главная проб­лема – нехватка практики, курсы носят слишком теоретический характер».

Вот и получается: с одной стороны надо чаще выходить в море, чтобы набираться опыта, а с другой – возникают проблемы из-за неопытности.

«В Эстонии подходящая для морских прогулок погода бывает очень короткое время, еще и из-за этого непросто набираться опыта», – отмечает Аллик.

В большинстве случаев помощь спасателей требуется водителям катеров, поскольку они более популярны, чем яхты. Свою роль играет и то, что владельцы яхт обычно – более опытные мореходы.

Большой минус курсов подготовки водителей маломерных судов, по мнению Аллика, – то, что выдаваемое свидетельство позволяет управлять как катером, так и яхтой. Это примерно то же, что предоставлять обладателю прав на вождение мотоцикла право управлять грузовым автомобилем.

«Подготовка водителей маломерных судов могла бы состоять из базового обучения и дополнительной подготовки, если человек хочет ходить на яхте, – считает Рене Аллик. – Сейчас свидетельство водителя маломерного судна дает право управлять парусником длиной до 24 метров, это означает, что его обладатель может тут же отправляться на кругосветную регату Volvo Ocean Race».

Наверх