Cообщи

Лесные скульптуры прославили Салла

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
В одном из дворов в деревне Салла возвышается величественная фигура древнего тура.
В одном из дворов в деревне Салла возвышается величественная фигура древнего тура. Фото: Аарне Мяэ

Гора Эмумяги известна как самая высокая точка Северной Эстонии, откуда можно окинуть взором окрестности – открывается вид на 30 километров на Ляэне-Вирумаа, Ида-Вирумаа, Йыгевамаа и Ярвамаа. Колокольни окрестных церквей видны как на ладони: церковь Святого Петра, церковь в Коэру, церковь в Симуна, церковь в Ярва-Яани, церковь в Вяйке-Маарья, церковь в Лайузе…

Самые дальнозоркие утверждают, что в ясную погоду умудрялись разглядеть даже терриконы в Кивиыли и городище Раквере...

Чтобы приобщиться к этой красоте, необходимо покорить самую большую вершину возвышенности Пандивере, что на высоте 166,5 мет­ра над уровнем моря. Вдобавок придется совершить восхождение на 115 ступеней на смотровую вышку высотой 21,5 метра.

Холм Эмумяги в Валлсельяку является замечательным ландшафтным заповедником. Особенно интересно здесь встречать восход солнца. Для этого на восточном склоне горы построен специальный дом для наблюдений за восходом солнца – в это время суток погода обычно самая ясная.

Хранительница Эмумяги Лийви Тракс рассказывает, что путешественников здесь, к счастью, бывает много, и в центре их внимания неизменно оказываются необычные деревянные скульптуры.

Сказочный шалаш и скульп­туры у болота Пеэтла сделаны из корней деревьев мастером на все руки Хандо Кунтро и его помощницей Пирет Смагар, которые живут в деревне Салла у подножия холма.

Поверите или нет, но в деревне Салла и ее окрестностях, где проживает всего 150 человек (и их число сокращается, поскольку с осени здесь не будет работать местная мыйзная школа), насчитывается более 20 обществ по интересам, каждому из которых посвящено свое произведение искусства на аллее скульптур на холме Эмумяги. Например, хористам посвящены ноты из корней деревьев, молодым исполнителям народных танцев – доска с отпечатками ног, общество рыболовов олицетворяет гигантский окунь из корня дерева, а всеобщий любимец здесь – коренастый странник, напоминающий воина из кинофильма о египетской мумии и символизирующий клуб любителей походов.

Хандо Кунтро начал создавать уникальные скульптуры из корней деревьев с удивительного дядьки на пеньке возле смотровой башни на Эмумяги. Эта скульптура создает спасающую от жаркого солнца тень, а если постараться, поможет укрыться от ветра и дождя.

Между делом Кунтро смас­терил своему другу, знаменитому музыканту Карлу Мадису, который частенько проводит в Салла лето, скульп­туру восседающего на колодце гармониста, лицо которого напоминает Олави Кырре (эстонский музыкант – прим. ред.). А в одном из дворов обосновавшегося в Салла семейства можно увидеть скульптуру первобытного тура, созданную из пней. Сейчас самодеятельный скульптор ваяет из пней мужчину с лошадью. Нет, это отнюдь не фигура коня Калевипоэга, павшего жертвой волков. Этого незнакомца предстоит отвезти в расположенную в Северной Финляндии дружественную волость, которая по воле случая является тезкой деревни Салла. Скульп­тор волнуется: помес­тится ли такое крупное творение на судно?

«Следующий заказ – это верховая лошадь», – говорит Хандо, отмечая, что это будет уже четвертый скакун, которого он создаст из коряг, извлеченных с торфяного болота.

Корни самого энтузиаста Хандо Кунтро уходят вглубь на несколько поколений обитателей этих мест.

«Люди у нас часто задерживаются», – отмечает он и начинает перечислять достопримечательности здешнего края. Например, стоит посетить мыйзу Килтси, связанную с первооткрывателем новых земель Крузенштерном, или ветряную мельницу Куртна, которой островитяне приладили крылья.

Хандо довелось освоить самые разные профессии, был он и токарем, и мельником. Есть у него и диплом гида. Если повезет, Хандо порадует гос­тей, оказавшихся на окраине Вирумаа, балладами собственного сочинения, которые он исполняет под гитару.

Наверх