Доклад ООН об использовании продовольственных ресурсов утверждает, что около 40% пищевых продуктов, производимых в США, оказывается на помойке. В Европе ежегодно выбрасывается 100 млн тонн пищевых продуктов.
ООН: в мире выбрасывается треть пищевых продуктов
При этом число голодающих в мире достигло 1 миллиарда человек.
По данным Организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН, около трети всех пищевых продуктов, производимых в мире, теряется или используется не по назначению.
Доклад независимой комиссии экспертов во главе с профессором Пером Пинструпом-Андерсеном, опубликованный ООН, приходит к заключению, что эта проблема, несмотря на ее глобальный характер, может решаться только на местном уровне. В основе ее лежит слишком много разнообразных причин, и разным странам приходится решать эту проблему по-разному.
Американский фермер
Возьмем для примера Криса Павельски, американского фермера в четвертом поколении, который выращивает лук в штате Нью-Йорк. Он вынужден продавать большую часть выращенного им лука крупным магазинам, которые принимают только луковицы определенного размера и внешнего вида.
"Если луковица меньше двух дюймов в диаметре или имеет какие-то внешние дефекты, магазин просто отказывается от закупки", - рассказывает фермер.
В прошлом такой отвергнутый товар отправлялся прямо на свалку. Но сейчас Павельски связался с местной благотворительной организацией City Harvest, которая распределяет продовольствие среди малоимущих жителей Нью-Йорка.
По данным благотворителей, в этом году они спасут от уничтожения 21 млн килограммов продовольственных товаров - сюда входит продукция местных фермеров, нераспроданные товары из магазинов и ресторанов.
В Британии эту проблему пытаются решить на уровне крупных магазинов. Известная торговая сеть Waitrose поставила себе цель добиться нулевой отметки в статье "выброшенные товары".
Для этого принимаются самые разные меры - проводится регулярная уценка товаров, срок продажи которых истекает, излишки передаются благотворителям, а испорченные продукты направляются на биозаводы, где они сжигаются и производят тепло и электричество.
Известно, что в Британии потребители выбрасывают ежегодно до семи миллионов тонн пищевых продуктов, причем более половины из этого количество вполне пригодно к употреблению.
Дело в том, что, как отмечает профессор Пинструп-Андерсен, пища в богатых странах занимает лишь малую часть в списке расходов типичной семьи и люди не слишком пекутся об экономии.
Проблемы инфраструктуры
В развивающихся странах проблема носит зеркальный характер - там не изобилие, а дефицит продуктов питания.
В Индии, например, нет недостатка в производимом объеме продовольствия, однако в стране остро не хватает складских объектов и рефрижераторных установок. Миллионы тонн произведенного продовольствия выбрасываются только потому, что его не удается сохранить в нужном качестве.
По данным ООН, в мире производится вполне достаточно продовольствия, чтобы обеспечить каждому едоку по 4 тысячи калорий в сутки. На деле стола достигает всего лишь 2 тысячи калорий.
Экологический ущерб от такого расточительства колоссален. Площадь сельхозугодий, на которых производится выбрасываемая еда, равна территории Мексики.
Вода, идущая на орошение этих угодий, может напоить 9 миллионов человек, а 10% выбросов парниковых газов в атмосферу в развитых странах имеют своим источником разбазариваемые продукты.
Технические решения
В городе Бруклин в штате Нью-Йорк компания Newtown Creek Wastewater Treatment занимается решением этой проблемы. Ее завод принимает пищевые отходы от местных школ и ресторанов для переработки. Внутри гигантских серебристых автоклавов пищевые остатки смешиваются с канализационными водами, нагреваются и превращаются в метан и плодородный ил.
Метан идет на сжигание на местной электростанции, а ил вывозится на поля. Эта пилотная программа вот-вот превратится в рабочую, так как в 2015 году в штате Нью-Йорк входит в силу закон, запрещающий вывоз пищевых отходов на свалки.
Подобные начинания внушают надежды. Бесцельная трата пищевых ресурсов все чаще становится предметом рассмотрения политиков и специалистов.
Однако на этом пути предстоит сделать еще многое. Как говорит профессор Пинструп-Андерсен: "На самом деле мы не знаем точно, сколько еды теряется без пользы. Нам известно только, что много".