Карьюс — неизвестный топ-тренер

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Наставник королевы эстонского тенниса Кайи Канепи Сильвер Карьюс на тренировке дает указания своей подопечной.
Наставник королевы эстонского тенниса Кайи Канепи Сильвер Карьюс на тренировке дает указания своей подопечной. Фото: Виктор Буркивский

«Мне все равно, называют меня помощником или тренером Кайи Канепи. Но я знаю, что хочу быть именно тренером», — сказал Сильвер Карьюс, которого можно считать главным «виновником» нового взлета первой ракетки Эстонии.



Карьюс знает, что многие не воспринимают его как тренера Кайи Канепи, видят в нем просто помощника. К тому же бытует мнение, что этот человек со скоромным теннисным багажом оказывает на Канепи положительное влияние скорее в психологическом плане, чем  в плане тактики игры. Кое-кто считает, что именно в такой помощи Канепи и нуждается более всего.

Все это чистая спекуляция. Факт остается фактом, Канепи вышла в четвертьфинал Уимблдонского турнира и ее прежнее положение в рейтинге в начале второй сотни сменилось мес­том в третьем десятке теннисисток планеты. Мнение самой Канепи: «Сильвер сыг­рал очень важную роль в моем взлете».

25 часов в сутки

Каким же образом рядом с Канепи оказался этот неизвестный спортивной общественности человек, отметивший на Уимблдоне свое 35-летие (лучшим подарком для него стала победа Канепи над шестой ракеткой мира Самантой Стосур), сам игравший в теннис на уровне первой лиги и тренировавший детей?

«Я и раньше наблюдал за тренировками и выступлениями Кайи, думал, что бы я сделал по-другому. Когда Кайа была в США, мы тесно общались, и я изложил ей свою концепцию. Таким образом, можно сказать, что инициатива исходила от меня», — вспоминает Карьюс.

К тому времени Канепи, оставшись без тренера и спонсоров, переживала спад в своей карьере и, по ее собственному признанию, переписка с Карьюсом сыграла огромную роль. В ходе обсуждений выявилось множество деталей, о которых она даже не слышала. И Канепи поняла, что в лице Карьюса она имеет дело с помощником высочайшего класса.

«Я вижу в нем достоинства моих прежних тренеров плюс его собственные положительные качества, — отмечает Канепи. — То, что сам он никогда не играл в теннис на высоком уровне, ничего не значит — на самом деле большинство тренеров сами никогда не были великими теннисистами. Я вижу, что у Сильвера есть все, чтобы действительно делать свою работу на высочайшем уровне».

Хотя еще в апреле Канепи называла Карьюса своим помощником, сегодня его статус изменился. «Для меня он все-таки тренер, — говорит теннисистка и продолжает перечислять его достоинства: — С ним я могу быть именно такой, какой хочу. Если день плохой, я этого не скрываю, я могу свободно высказываться. Иностранным тренерам было очень трудно объяснить, что я чувствую на самом деле».

Приступая к работе, Карьюс выдвинул со своей стороны одно условие — Кайа должна выигрывать турниры, а не сосредотачиваться на отдельных матчах. «Победа в отдельном матче меня не мотивирует», — говорит он.

Канепи согласилась с ним, и Карьюс отказался от всех прочих своих обязанностей, чтобы полностью посвятить себя спортсменке. «Эта работа занимает 25 часов в сутки... Все время приходится анализировать свои действия», — поясняет он.

Одним из своих плюсов он считает то, что тонкостями тенниса он овладевал уже в сознательном возрасте, поэтому, оттачивая мас­терство в работе с признанными тренерами, выработал у себя привычку анализировать свои действия.

Несмотря на свой небогатый опыт, Карьюс с самого начала сотрудничества с Канепи не испытывал ни малейшего страха. Он не любит быть в центре внимания, считает себя по натуре человеком скромным, однако достаточно уверенным в себе.

Быть всем

«Я несомненно не самый лучший тренер, но я хочу понять, как и почему кто-то другой становится таковым», — говорит он, отмечая, что, по крайней мере, сейчас он ни у кого ни о чем не спрашивает. Если же вопросы все же появляются, то он не стесняется их задавать.

При этом он не испытывает священного трепета перед лучшими в мире наставниками.

Находясь вместе со сборной Эстонии в Бельгии, Карьюс имел возможность наблюдать за тем, как тренируется Жюстин Энен под руководством ее тренера Карлоса Родригеса. «Я тогда сказал Рене Бушу, что я наверняка хуже Родригеса. В ответ Рене рассмеялся», — вспоминает тренер Канепи и вновь рассказывает о том, что он постоянно анализирует всевозможные матчи.  

Карьюс убежден, что хороший результат достижим только тогда, когда между тренером и спортсменом установилось доверие. «Тренер должен быть одновременно матерью, братом, психологом — одним словом, всем вместе», — перечисляет он.

По оценке тренера, игра, которую Канепи показала в Уимблдоне, была ничуть не хуже ее выступлений лучшей поры. Вместе с тем она никогда прежде на достигала такой хорошей физичес­кой формы. За это Карьюс благодарит тренера Кристьяна Прюйса, отвечающего за общефизическую подготовку спортсменки.

Хотя последний успех Канепи впечатляет, Карьюс не спешит давать гарантий, что, например, через год она станет третьей ракеткой мира и выиграет хотя бы один из крупных турниров.

«Что касается позиции в рейтинге, то у нас нет конкретных целей. В теннисе это зависит не только от игрока, но и от того, с кем он играет, подходит ли ему тот или иной соперник, — размышляет Карьюс и предупреждает, что уже на следующем турнире в Швеции Канепи может столкнуться с большими трудностями: — После такого успеха будет непросто, хотя понятно, что мы не собираемся проигрывать ни одного матча».
 
Тренеры Канепи


• Тийт Кивистик (1993-2003)

• Андрей Лузгин (2003-2007)

• Магнус Ларссон и Фредрик Ловен (сентябрь 2007 — февраль 2008)

• Пабло Джакопелли (февраль — сентябрь 2008)

• Лука Аппино (ноябрь 2008 — июль 2009)

• Майт Кюннап (ноябрь 2009 — февраль 2010)

• Сильвер Карьюс

Наверх