Международное сообщество обеспечивает безопасность судоходства у берегов Сомали за счет мощного (и дорогостоящего) флота патрульных кораблей. Но ученые предложили более дешевый способ борьбы с пиратством: построить несколько дорог и портов. Дело в том, что местные жители и власти поддерживают пиратов только в отсутствии иных источников дохода, сообщается в журнале British Journal of Criminology (резюме статьи представлено на сайте Оксфордского университета).
Ученые придумали новый способ борьбы с сомалийскими пиратами
Раньше борцы с пиратством интересовались исключительно личными мотивами морских разбойников и не думали о том, почему их поддерживают местные элиты, отмечается в статье. Сомалийские кланы получают прибыль, выдавая торговцам разрешения и взимая поборы на блокпостах и в гаванях. Это дает им постоянный источник дохода от вполне мирной экономической деятельности, однако иногда «защита» пиратов становится более привлекательным делом.
Чтобы понять, почему это происходит, ученые нанесли на карту места стоянки всех судов, захваченных с 2005 по 2012 год (такие данные предоставил Всемирный банк). Оказалось, что большинство пиратских стоянок располагаются в районах, удаленных от торговых путей и гаваней (на побережье Пунтленда и центрального Сомали, прежде всего). Крупные порты (Бербера, Могадишо, Кисмайо) не попадали в сводки о похищенных судах.
Далее, в бедных районах интенсивность пиратских рейдов резко возрастала перед местными выборами (или перед вспышками вооруженной борьбы за власть). Ученые считают, что в Сомали сложилась ситуация, хорошо описанная на примере Италии и Тайваня: тамошние политики покрывают действия криминалитета (за определенную мзду), когда им срочно необходимы средства для реализации своих политических амбиций.
Местные кланы считают пиратство очень рискованной формой деятельности (по сравнению с обычной торговлей) и покрывают пиратов лишь по крайней нужде. Никому не хочется, чтобы по улицам их родного городка слонялись банды накачанных наркотиками молодчиков с автоматами, а в небе барражировали патрульные самолеты, разыскивающие угнанные суда, отмечают ученые.
Как только с экономикой становится немного лучше, местные элиты бросают пиратов. Например, в 2005-2008 году город Босассо (Пунтленд) был одним из центров пиратского промысла. Но после того, как в 2009 году был снят запрет на экспорт продуктов животноводства, таможенные пошлины стали существенной частью местного бюджета, и с пиратством быстро покончили: все заложники были освобождены, а пираты попали за решетку.
«Если улучшать состояние инфраструктуры, строить дороги и гавани, дающие удаленным районам доступ к торговым путям, местные элиты добровольно откажутся от поддержки пиратов и даже примут участие в борьбе с ними», — заключают авторы исследования.