Мнение. Не все, что по правилам, красиво

Олеся Лагашина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Сергей Трофимов

Каждый чемпионат мира по футболу – это не только футбол. Это рождение и столкновение мифов, за которые мы и приходим болеть – на стадион, на площадь к большому экрану, в бар или к родному телевизору.

Футбольные мифы жадно вбирают в себя все, что имеет хоть какое-то, пусть самое косвенное, отношение к игре. Африканские вувузелы, которые скоро станет неприлично упоминать ввиду их чрезмерного присутствия везде и всюду; парик Йоахима Лева, о котором любят поговорить российские комментаторы (а что им остается обсуждать после того, как сборная России в отборочном турнире благополучно проиграла сборной Германии?); волшебный порошок Марадоны и чудесный немецкий осьминог, с 80-процентной точностью предсказывающий результаты матчей, – все это не меньше футбол, чем то, что перечислено в правилах этой игры и происходящее по этим правилам на поле.

Когда чемпионаты проходят, в массовой памяти остается не хроника, а именно миф. Кто там сейчас помнит, в каком именно матче и на какой минуте Диего Марадона забил мяч рукой? Проведите ради интереса блиц-опрос в толпе болельщиков, собравшихся посмотреть футбол на площади Вабадусе. Хорошо, если процентов десять вспомнят, с кем вообще тогда играла Аргентина. А руку Бога будут помнить.

Подарил ли подходящий к концу чемпионат мира в ЮАР нам новые мифы? Равных тому, знаменитому с 1986 года, пожалуй, нет. Просто потому что для рождения мифа нужна звезда, а это был беззвездный чемпионат. На предыдущих чемпионатах звезды решали все: один Зидан мог похоронить сборную Бразилии в финале ЧМ-1998 и вновь довести французов до финала в 2006-м, забить в игре с итальянцами и сотворить в нем новый миф, боднув головой Матерацци. Не по правилам, зато про футбол. И признайтесь честно, что вы помните о том тягомотном финале, кроме этого эпизода и серии пенальти?

Разве что сами итальянцы вспомнят подробности: «Берлинская стена не пала, потому что это Каннаваро», «Небо над Берлином голубое» (т.е. цвета национальной сборной)  - эти локальные мифы, кажется, крепко укоренились не только в массовом итальянском сознании, но и в голове уже бывшего главного тренера сборной Марчелло Липпи. Вера в мифы иногда дорого обходится. Марадона вон тоже уверовал в Месси, а из него диспетчер, как из сборной России – чемпион мира.

Ожидание чудес от сборной Бразилии – следствие такого же мифа. Весь чемпионат зрители ждали, пока она проснется и засверкает, казалось – экономят силы на мощный финал. После игры с Голландией очнулись и спросили себя: что это было? Миф.

Немалую роль в возникновении мифа играет судейство. Не засчитай арбитр тот гол Марадоны, забитый рукой, футбольная память недосчиталась бы весьма занятного эпизода. Да, судейские ошибки – трагедия болельщика. Хорошо помню свои ощущения после полуфинала Кубка кубков «Спартак» - «Антверпен» в 1993 году. Хорошо понимаю чувства англичан после незасчитанного гола Лэмпарда, чувства мексиканцев после, наоборот, засчитанного гола Тевеса, чувства чилийцев после перформанса Торреса и удаления Эстрады. И все же: видеоповторы лишат эту игру элемента игры и случая, убьют миф и сделают футбол гораздо более пресным.

Справедливо ли, что ирландцы не поехали на чемпионат, а вместо них нам пришлось наблюдать убогую игру переругавшихся между собой французов? Отнюдь. Было бы лучше, если бы видеоповтор показал судье руку Анри? Возможно. Но получилось иначе. И это жизнь, в которой вообще нет справедливости. И это футбол, в котором надо выигрывать, несмотря на судью.

Это не означает, что в футболе все должно быть дозволено и что мне нравится, когда поле превращается в мясорубку. Принципы fair play мне не совсем чужды, и я не люблю, когда калечат людей. В то же время нарушения бывают эмоционально привлекательны. Суарес, на последней добавленной минуте рукой выносящий мяч из ворот и спасающий сборную Уругвая от верного поражения, - это красиво. И не его вина, что матч был не финальный, и рождения столь же огромного нового мифа, подобного аргентинской руке Бога, пока не состоялось. Не все, что по правилам, красиво. Не все, что не по правилам, становится мифом. Но футбол без мифа – не футбол.

Комментарии
Copy
Наверх