Рама имеется, а картину надо дорисовать
Курс 15,6466
Эстония станет частью еврозоны. Во время обмена за каждый евро придется отдать 15,6466, ни больше ни меньше, по привычному до сих пор курсу. Приведенный в заголовке курс, конечно, не является сублимацией смысла жизни, но все же свидетельством того, что дела у Эстонии шли хорошо. Чем надежнее и яснее обрамление экономической жизни страны — ее денежная система, тем больше мы можем уделить времени и сил своей работе и другим делам. Евро сделает это обрамление еще более четким и вызовет еще большее доверие к ней, но установленную в ней картину каждому из нас и всему эстонскому обществу предстоит рисовать дальше.
Присоединение к зоне евро увеличит доверие к экономике страны и упростит внешнюю торговлю. Нашему населению, которое набрало кредитов в евро, а получает зарплату в кронах, в дальнейшем не надо будет бояться угрозы девальвации валюты. Иностранцам, которые хотят инвестировать сюда свои средства, тоже не надо будет мучить себя вопросом, выстоит ли валюта этой небольшой страны или нет. Рост инвестиций приведет к сокращению безработицы, появится больше рабочих мест. Не будет расходов на обмен валюты и так далее. Мы боимся роста цен, но совсем не исключено, что в некоторых областях явно завышенные у нас цены, наоборот, снизятся.
Будем надеяться, что техническая сторона обмена крон на евро пройдет без особых накладок. При этом мы могли бы заранее спокойно объяснить нашему населению, к чему может привести на практике отказ той или иной системы и посоветовать, например, отправляясь праздновать Новый год, прихватить с собой небольшой запас наличных денег. Разумеется, что для организаторов перехода, чиновников, политиков и банкиров каждый сбой будет позором, но вряд ли случится что-то такое, что полностью собьет ритм нашей жизни. Возможные небольшие неудобства будут преодолены, а большие выгоды останутся.
Разумеется, присоединение к еврозоне не сделает Эстонию великой державой. Но того факта, что президент Банка Эстонии теперь будет сидеть в совете европейского Центробанка и обладать таким же правом голоса, как и его немецкий и люксембургский коллеги, не стоит недооценивать. До сих пор мы могли только наблюдать за тем, как делается финансовая политика Европы, теперь же сможем и влиять на нее.
Это может означать, что мы действительно можем стать самой вовлеченной в программу интеграции западных демократий страной Северной Европы, о чем говорил президент Ильвес в торжественной речи на праздновании годовщины республики. Из стран Северной Европы только Эстония будет входить в Шенген, зону евро, ЕС и НАТО.
Вхождение в еврозону поставит достойную точку в формулировке поставленной задачи, которую мы начали выстраивать после восстановления независимости. Теперь будут новые формулировки. А тем, кто будет их выстраивать, наше участие в европейских институтах будет уже само собой разумеющимся фактом.