В четверг Эстонский олимпийский комитет обнародовал доклад независимой комиссии с результатами расследования допингового сканадала, впыхнувшего в конце прошлого года после того, как бывший тартуский спортивный врач Виталий Бернацкий заявил, что передавал запрещенные препараты многим известным спортсменам. Ни доказать, ни опровергнуть заявления Бернацкого комиссия не смогла.
Доклад ЭОК: врач утверждает, что тренер Алавер покупал допинг для Веэрпалу и Мае
Доклад был одобрен всеми членами комиссии, в которую входили :член правления Антидопингового агентства Эстонии Кристьян Порт (председатель), руководитель агентства Кристель Берендсен, врач Пеэтер Мардна, адвокат Мярт Раск, руководитель Эстонского института судебных экспертиз Юллар Ланно.
В доклад включены утверждения Бернацкого о том, что он снабжал запрещенными препаратами тренера эстонских лыжников Мати Алавера, который приобретал их для всемирно известных спортсменов Андруса Веэрпалу и Яака Мае.
Бернацкий представил комиссии в подтверждение своих слов записи о том, когда и какие вещества он покупал по просьбе Алавера.
Бывший тартуский врач назвал получателями препаратов подопечных Алавера – Андруса Веэрпалу и Яака Мае. В то же время Бернацкий подвердил, что сам лично он этим лыжникам лекарства не колол.
В соответствующей таблице доклада приведены накладные якобы заказанных для Алавера запрещенных веществ, самая ранняя из которых датируется 13 сентября 2002 года и самая поздняя – 23 января 2004 года. В течение этого периода имеется 10 накладных.
Бернацкий утверждает, что неоднократно встречался с Алавером в кабинете врача закрытой территории спорткомплекса Pere Leib. Согласно календарным записям врача, последняя встреча с Алавером по поводу допинга имела место в августе 2006.
Отдельно Бернацкий отметил, что осенью 2013 года, после его встречи с журналисткой Кярт Анвельт, которой он рассказал про свою деятельность по снабжению спортсменов допингом, ему позвонил Алавер, и их разговор касался, к удивлению врача, темы статьи, хотя информация об этом должна была быть конфиденциальной
Сам Алавер заявил, что он не имел контактов с Бернацким после ухода того с поста врача лыжной сборной (т. е. после 1990 года).
Тренер отказался от встречи с комиссией, ответив ей по электронной почте: «К сожалению, не в моих силах опровергнуть порочащую престиж эстонского спорта информацию. Заверяю, что если бы у меня была какая-то информация или доказательства, позволяющия опровернуть лживые утверждения, я бы давно предоставил их комиссии. К сожалению, я не могу содействовать выполнению поставленной перед комиссией задачи».
Бернацкий утверждает, что имел дело также с тренером эстонских легкоатлетов Харри Лембергом, а также такими известными спортсменами как Маргус Кюбар, Рауль Олле, Роланд Лессинг, Александер Таммерт, Дональд-Айк Силд, Прийт Соосаар и Андрус Вярник.
По его словам, он снабжал через Кюбара допингом копьеметателя Андруса Вярника до того, как тот в 2005 году выиграл золото чемпионата мира по легкой атлетике.
Дискобол Александер Таммерт якобы пользовался специфическими услугами врача по меньшей мере дважды. Однако сам легкоатлет заявил комиссии, что вообще не знает такого человека, как Бернацкий.
Отрицали все обвинения в приобретении через тартуского медика запрещенных препаратов и все остальные фигуранты дела, с которыми (письменно или вживую) удалось пообщаться членам комиссии.
В итоге, как сообщает ERR, председатель комиссии Кристьян Порт, знакомя сегодня общественность с докладом, отметил, что утверждения Бернатского не были опровергнуты, но они в то же время не нашли в ходе расследования подтверждения.
Президент ЭОК Нейнар Сели, предваряя сегодня публикацию доклада, выразил сожаление, что длившийся долгое время процесс и не нашедшие прямых доказательств обвинения бросили тень на имидж всего эстонского спорта, а пострадавшей стороной являются все эстонские спортсмены.
Напомним, что Бернацкий в декабре 2013 года в СМИ утверждал, что в 1995-2007 году помогал спортсменам (тренерам) приобретать запрещенные стимуляторы - гормон роста и эритропоэтин.
Полный текст доклада можно найти здесь.