Cообщи

Рейн Вейдеманн: армии нужны мужчины

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Рейн Вейдеманн.
Рейн Вейдеманн. Фото: Mihkel Maripuu

Тема срочной службы в армии будет оставаться актуальной еще следующие сто лет. Потому что министр обороны подтвердил, что в течение ближайших ста лет Эстония не откажется от службы в армии.

 Вопрос, служить в армии восемь месяцев или год, не вызывал бы столь острых дебатов, если бы при этом не проскальзывало утверждение, что «армия делает из мальчиков мужчин».

Советской армии я отдал почти три с половиной года своей жизни (ракетные войска, полигоны, перевозки зернa на целине), и, думаю, у меня есть право высказаться по этому поводу.

В связи с утверждением, что «армия делает мужчиной», мне сразу вспоминается стихотворение также прошедшего советскую армию Пауля-Ээрика Руммо из сборника «Адрес отправителя». В его стихотворении «В известном смысле» в армии мужчиной человека делают бесмысленные обязанности, как то заправка коек, учебная тревога, драяние полов и т.д.

Подобная бессмысленность «сделает тебя мужчиной и, видимо, окончательно поставит тебя на свое мес­то / в мире, / сделав тебя его обличителем, ненавистником, а может быть, и защитником».

Нигде больше так, как на службе в армии, не проявляется противостояние свободы личнос­ти и системы, иерархия принудительных обязаннос­тей. А в советской армии это было еще и принуждением со стороны чужой власти.

Когда я в 1965 году не поступил в университет и должен был пойти в армию, это было равносильно тому, чтобы сесть в тюрьму. А когда в 1968 году служба закончилась, это было освобождение, а не исполнение своего долга, как это происходит сейчас в армии Эстонской Республики.

Для того, чтобы узнать систему и понять обязанности, не обязательно проходить службу в армии. Потому что профессиональные военные — те, кто добровольно выбрал для себя армию на всю жизнь, — мужчины не больше, чем граждане, прошедшие обязательную срочную службу.

Отличие от срочной службы состоит в том, что система и иерархия для профессиональных военных — лишь часть их жизни в мирное время, а у срочников это составляет всю их жизнь в течение целого года.

В этот смысле армия не делает мужчинами. Но армия нуждается в мужчинах. В своей учительской профессии мне приходится сталкиваться и со слабовольными гедонистами, и со смельчаками с полным отсутствием самокритики, и я понял одно: если в самом обществе ценности находятся не на месте (а в Эстонии, где свободу личности принимают за корысть, так оно и есть), если индивидуализм становится новым идолом, надо быть готовым, что настанет день, когда мужчин днем с огнем не сыщешь.

Да, закон ставит юношей на какое-то время под ружье. Но почему армия должна быть тем местом, где из них получатся мужчины, когда критерии мужественности (готовность прийти на помощь, обязательность, жеpтвенность, достоинство) могли бы быть понятны и привычны уже в самом обществе?

Ключевые слова

Наверх