Эстония разбрасывается людскими ресурсами

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В Эстонии университеты, готовя специалистов, не учитывают потребности общества. Хочется верить, что   этот молодой человек, подавший заявление в Таллиннский университет, по окончании учебы найдет для себя работу по специальности.
В Эстонии университеты, готовя специалистов, не учитывают потребности общества. Хочется верить, что этот молодой человек, подавший заявление в Таллиннский университет, по окончании учебы найдет для себя работу по специальности. Фото: Прийт Симсон

Если население Эстонии будет уменьшаться нынешними темпами, к 2050 году его численность сократится на 100 000 человек, говорится в Докладе о развитии человеческого потенциала Эстонии.



Решение этой проблемы крайне затруднено, так как политические решения буксуют из-за деталей. «Комната, в которой мы находимся, уже охвачена пожаром, но никто не думает его тушить, разве что позаботились о нескольких ведрах с водой», — так охарактеризовал ситуацию один из составителей доклада, профессор Таллиннского технического университета Райнер Каттель.

В Эстонии слишком много парадоксов, что и объясняет сложность решений. С одной стороны, мы занимаем первые в мире строчки по показателям, касающимся образования, с другой — сталкиваемся с недовольством преподавателей.

Значительная часть учащихся становятся жертвами школьного насилия, страдают от хронической усталости, ученики считают уроки скучными, а отношения с учителями — плохими.

«В жизни очень многое зависит от того, как складывались отношения в школе», — отметил Каттель, которого сильно тревожит сложившаяся ситуация.

Старые противоречия

«Наша система высшего образования — одна из лучших научных систем в Восточной Европе, но при этом университеты разобщены, ресурсы разбазариваются, многие покидают систему», — продолжил Каттель, добавив, что получаемое образование не отвечает потребностям общества.

Как отметил Каттель, с одной стороны, для нашей экономики характерна низкая производительность труда, но при этом в течение нескольких лет экономический рост был очень высоким.

«Это говорит о том, что мы специализируемся на отраслях с низким потенциалом», — сказал он.

Парадокс состоит еще и в том, что, с одной стороны, в течение шести-восьми лет, очевидно, безработица будет держаться на высоком уровне, с другой — уже сейчас некоторые важнейшие отрасли испытывают растущую нехватку квалифицированной рабочей силы.

«Мы разбрасываемся людскими ресурсами, и, скорее всего, в ближайшие пять-шесть лет ситуация только усугубится, — сказал Каттель, по мнению которого, это проблема планирования и политического координирования. — Решать противоречия нужно было еще десять лет назад, а их становилось все больше».

Продумать проблемы

Редактор доклада, преподаватель Тартуского университета Гарри Раагма отметил, что в первую очередь Эстонии следует обеспечить воспроизводство населения.

«Торопясь нагнать в своем развитии другие страны, мы позабыли о значительных группах населения», — сказал он, имея в виду как жителей провинции, так и русскоязычное население. Оно составляет 32 процента жителей страны, но государство, по мнению Раагма, учитывает его в недостаточной мере.

Эстонское общество, по словам Каттеля, нуждается в радикальных переменах, но, к сожалению, как раз в парадоксальных областях обычно труднее всего прийти к согласию.

В докладе, составленном Ассамблеей сотрудничества Эстонии и Комиссией по устойчивому развитию, содержатся адресованные правительству, представителям местной власти и общественности рекомендации по решению проблем человеческих ресурсов.

Как считает Каттель, крайне важно продумать проблемы, связанные с миграцией. «Кого мы хотим видеть в Эстонии через 10-15 лет, — задается он вопросом. — Недальновидно надеяться на то, что в течение пяти лет мы решим проблему провинции, и оттуда к нам приедет, например, тысяча специалистов по инфотехнологиям».

Как сказал заместитель директора стратегического бюро Государственной канцелярии Клас Клаас, рекомендации, содержащиеся в докладе, дельные и своевременные. «Думаю, с ними согласится любая партия. Проблема в том, что если начать воплощать их в жизнь, мы увязнем в деталях», — сказал он.

МНЕНИЕ

Пеэп Мюльс,
директор Ассамблеи
сотрудничества Эстонии 


Доклад готов, и мы представили его всем министрам. Правительство заинтересовано в рекомендациях независимых аполитичных экспертов.
В марте 2011 года у нас пройдут выборы. Сколько из этих тем будет использовано для избирательных платформ, покажет время.

Но мы имеем право и обязаны говорить на эти темы, поскольку они касаются жизнеспособности эстонского государства. Вместо того чтобы выносить на первый план внешние цели, нужно больше внимания уделить внутригосударственным интересам Эстонии. 
-----------
Яан Мянник,
председатель совета Банка Эстонии

Численность населения зависит от прироста, эмиграции и иммиграции. Проще всего управлять иммиграцией, и ее нужно ограничить. Откуда приезжают к нам люди? Не из стран, которые богаче нас. Они приезжают из Украины, Беларуси и идентифицируют себя как не-эстонское общество.

Или приезжают из Азии и создают свою общину. Мы не расисты, чтобы критично относиться к другим национальностям. Но если мы пойдем путем иммиграции, то, как мне кажется, в какой-то момент этим государством начнут управлять люди, не говорящие по-эстонски. 
-----------
Пийа Тамм,
директор Йыхвиского концертного дома 

В Эстонии вообще нельзя употреблять такое понятие, как «периферия». Эстония и так очень мала, а мы делаем ее еще меньше, проводя границу где-то за Кивиыли и говоря, что это уже не настоящая, а какая-то другая Эстония. Слово «периферия» обижает живущих там людей.

Для окраин важны два ключевых понятия: во-первых, жизненная среда, которая могла бы быть такой же благоприятной, как в городе. А во-вторых, рабочая сила — чтобы предпринимателям было кого нанять на работу.

Психиатр опасается суицидальных настроений

По словам психиатра Юри Эннета, через пару лет Эстонию может захлестнуть новая волна самоубийств, если государственные деятели не предпримут никаких мер по борьбе с безработицей.

Эннет сказал, что в 1994 году, когда в Эстонии была высокая заболеваемость и высокие показатели суицидов (614), для этого были ясные причины. По словам Эннета, смена общественного строя, обмен денег, начало бизнеса и предпринимательской деятельности способствовали тому, что одни люди смогли удержаться на плаву, другие же остались за бортом, вследствие чего показатели здоровья населения в тот год были слабыми, а чиcло самоубийств велико.

«Сейчас специалисты говорят, что экономическая депрессия достигла дна, но я могу с уверенностью сказать, что в 2012-2013 годах нас захлестнет следующая волна самоубийств, если общество, и в особенности его руководители, не предпримут серьезных шагов», — сказал психиатр, приводя в качестве главного фактора опасности 120-140 тысяч безработных.

В Докладе о развитии человеческого потенциала сказано, что негативный эффект проблем, связанных с безработицей, продлится до 2015-2016 годов, отметил он.
«Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что действия, которые сейчас необходимо предпринять в сфере здравоохранения, — это проблема всего общества, а не чья-то личная. Если у нас не будет человеческого потенциала, наше государство не войдет в число пяти самых богатых стран и за сто лет», — считает психиатр Юри Эннет.

Ключевые проблемы человеческого ресурса Эстонии

• Сокращение численности населения. К 2050 году численность населения Эстонии сократится примерно на 100 000 человек. Главные причины этого — низкая рождаемость и ранняя смертность, старение населения и эмиграция. К причинам ранней смертности относится гибель в ДТП, главными рисками для здоровья являются зло­употребление алкоголем, курение, малая подвижность и однообразное питание.

• Значительная эмиграция. Примерно 130 000 человек, то есть около 12 процентов населения Эстонии, живут за границей. Диаспора эстонцев в России сокращается, но зато увеличивается в других странах, особенно в Финляндии. Временные эмигранты уезжают за рубеж учиться или работать, но есть и такие, кто покидает Эстонию навсегда. В докладе рекомендуется создать благоприятные условия для направленной иммиграции.

• Образование. Проблемой является расслоение системы образования, незавершенное школьное образование, недовольство учеников и учителей школой и низкая мотивация. Высшее образование раздроблено и не соответствует потребностям общества.

• Периферия. Примерно в половине самоуправлений, в которых живут около 140 000 человек, население сокращается и стареет гораздо быстрее, чем по Эстонии в целом. Из-за нехватки рабочих мест эмиграция женщин происходит быстрее, в связи с чем мужчин там в полтора раза больше. Слабо развитое предпринимательство и большая безработица вынуждают жителей периферии зависеть от прожиточных пособий.

• Национальные меньшинства. Из русскоязычного населения только 15 процентов свободно владеют эстонским языком. Русскоговорящие люди слабо задействованы в общественной жизни, они не доверяют эстонским институтам, результаты изучения государственного языка — слабые, из-за чего у работающего населения мало возможностей для самореализации.

• Экономика. Добавочная стоимость продукции и услуг мала, экономическая структура имеет маленький потенциал развития. У трети трудоспособного населения нет специальной подготовки. В докладе рекомендуется создавать благоприятные условия для возникновения инновативных предприятий, делать целенаправленные инвестиции, уменьшать налогообложение рабочей силы.

• Работники. Период безработицы растягивается, но в то же время не хватает работников самой высокой квалификации. Безработица сохранится на высоком уровне как минимум шесть-семь лет. В докладе рекомендуется активнее заниматься переобучением и повышением квалификации работников, наращивать инновативную мощь разных отраслей, смягчать проблемы рынка труда и тому подобное. 



 

Комментарии
Copy
Наверх