Возвращаясь к размышлениям о Фестивале мнений, хотелось бы отметить, что сам фестиваль стал поистине народной инициативой без какого бы то ни было давления «сверху». У фестиваля огромный потенциал развития и, учитывая общественный резонанс этого мероприятия, участие в нем интеллектуальной элиты общества, он имеет, несомненно, большое влияние не только на общественно-политические процессы в стране, но и на решения, принимаемые в государстве.
С другой стороны, Фестиваль мнений остается полем действия исключительно интеллектуальных слоев населения. Как было сказано в одном из «мировоззренческих кафе» – палаток политических партий, располагавшихся в одном из секторов фестиваля, массовое участие всех слоев населения в работе фестиваля могло бы быть возможным, например, если бы фестиваль был запрещен властями. Или если бы фестиваль как-то игнорировался президентом. Такого, однако, нет. Президент был на открытии фестиваля, а в дискуссиях принимали участие не только видные политики, но и члены правительства.
Немаловажно отметить, что дух свободы царил на всем пространстве фестиваля. Он ощущался и в выборе дискуссионных тем, и в обсуждениях, и в возможностях времяпрепровождения.
На время проведения мероприятия были предусмотрены места для парковки, большая игровая площадка для детей и детские палатки, где с детьми занимались, пока родители участвовали в обсуждениях. Кроме того, на фестивале работали пункты питания, а обслуживающий персонал был очень любезен в оказании помощи участникам. Были учтены даже интересы владельцев собак, для них была организована специальная площадка, где можно было оставить под присмотром своего домашнего любимца.
И даже ливень, местами сильный, не испортил участникам настроение.
Надеюсь, с годами Фестиваль мнений будет только набирать обороты, а число дискуссионных тем и количество участников удвоится. Хотелось бы верить, что и русскоязычные жители страны все активнее будут участвовать в фестивале, где каждый имеет право голоса, независимо от национальности, владения языком или цвета паспорта.