Закон позволяет рожать дома

Ханнели Руди
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Иллюстративное фото.
Иллюстративное фото. Фото: PantherMedia/Scanpix

Хотя роды на дому представляются при нормально протекающей беременности вполне безопасными, решившись на них, следует тщательно взвесить все возможные риски.

Жаркие споры вокруг легализации домашних родов продолжались в Эстонии более  десяти лет, с 1 августа это официально разрешено, хотя часть медиков по-прежнему выступают против.

«Если учесть, что речь идет об очень деликатном, тонком и интимном вопросе, было бы неразумно, чтобы домашние роды оставались, так сказать, секретом Полишинеля, как это бывало прежде», – полагает акушер клиники Тартуского университета и лектор Тартуской высшей школы здравоохранения Сийри Пыллумаа. По ее словам, их узаконивание отвечает интересам безопасности семей и акушеров.

Пыллумаа отметила, что выступающие за домашние роды акушеры и ранее ездили на дом, поэтому возникла необходимость на государственном уровне оформить  предшествующий принятию родов процесс. «Чтобы у меня было основание планировать их вместе с семьей – кому это подходит, а кому нет», – пояснила она.

Есть ли альтернатива?

Новый порядок устанавливает перечень ситуаций, когда домашние роды опасны для матери и ребенка. «Имеется большой перечень рисков, которые необходимо учитывать при привлечении акушера или гинеколога», – объяснила Пыллумаа важность планирования. Акушерка отметила, что инструкция по домашним родам адресована не только медикам, но и семьям, которые взвешивают такую возможность.

В Эстонии официально вопрос узаконивания домашних родов был поднят еще в 2000 году, когда в Министерстве социальных дел прошла встреча гинекологов, акушеров и помощниц при родах. Всякий раз, когда эта тема вновь привлекала общественное внимание, появлялись медики, категорически противившиеся этому шагу.

По словам Пыллумаа, подобные точки зрения отнюдь не являются неожиданными, поскольку данная тема касается многих, как и вопросы воспитания детей. В Эстонии ежегодно происходит менее сотни родов на дому, и составляет 0,4-0,5 процента от всех родов.  «Речь идет о маргинальных цифрах, и нет оснований полагать, что благодаря введению законодательства эти цифры кардинально возрастут», – убеждена акушерка.

Согласно закону, принимать роды на дому может лишь акушерка, имеющая соответствующую лицензию, хотя ни одной такой лицензии пока не было выдано. «В Эстонии насчитывается с десяток акушеров, имеющих опыт приема родов на дому, на первых порах их значительно  больше не станет», – считает Пыллумаа.

Согласно статистике других стран, примерно 40 процентов рожающих впервые  и 10 процентов повторных рожениц  по разным причинам необходимо доставлять в больницу. «Но это не всегда скорая помощь с сиреной», – поясняет Пыллумаа.

Критики домашних родов утверждают, что за стремлением их узаконить стоит желание акушеров зарабатывать деньги. «Разумеется, всякая работа имеет и свою экономическую составляющую, но мнение, будто бы акушеры подсуетились ради собственного обогащения, не обосновано», – утверждает Пыллумаа и добавляет, что по поводу оплаты предполагается вести переговоры с Больничной кассой, но совершенно бесплатными, как это происходит в обыкновенной больнице, роды на дому никогда не станут.  

Не все предсказуемо

Противникам родов на дому Пыллумаа задает только один вопрос – какой может быть альтернатива? «Запретим ли мы это или будем продолжать действовать так же, как было до сих пор, что небезопасно для женщин, детей и для акушеров?» – вопрошает она.

Критически относящийся к легализации родов на дому, врач скорой помощи Мярт Пыллувеэр публично выступил по этому поводу, напомнив, что хотя беременность и роды не являются заболеваниями, они могут приводить к критическим ситуациям.

«Если, например, говорить об экстренном кесаревом сечении, то да, я могу сделать его и в домашних условиях, однако результат его будет неважный», – приводит пример Пыллувеэр. По его словам, нет ни одного метода, который позволяет предотвратить все родовые патологии. «Применительно к экстренному кесареву сечению речь идет о сроке от пяти до 15 минут, но как соблюсти его для домашней роженицы, если на одну только доставку в больницу требуется 15 минут?» – спрашивает он. Может возникнуть проблема и в машине скорой помощи, где нет запаса крови, да и проводить там переливание крови невозможно.

По  признанию Пыллувеэра, у него лично нет печального опыта, но у его коллег он есть. Врач помнит три случая, один из которых произошел совсем недавно. «Это были внезапные кровотечения, быстро остановить которые в условиях скорой помощи невозможно», – рассказывает он.

Kомментарий

Леэ Таммемяэ

заведующая  женской клиникой Ида-Таллиннской центральной больницы

В связи с домашними родами громче всего звучат истории успеха, полные эйфории и призывов, – о несчастьях не говорят. Поскольку через

12 дней после легализации домашних родов появилась первая жертва, я чувствую, что об этом следует рассказать. Матка со швом – прежние роды проходили посредством кесарева сечения – в ходе родов на дому порвалась, и ребенок умер. В ходе этих неудачных родов на дому спасти жизнь матери удалось только за счет срочной операции и переливания крови.

Я сама участвовала в правовом процессе регулирования вопроса родов на дому и осведомлена о тех аргументах, исходя из которых гинекологи поддержали их легализацию. Роды на дому все равно происходят, и если данная сфера не регулируется, осуществлять надзор за тем, кто вообще может рожать дома и какая именно акушерка пригодна в качестве помощницы, очень трудно.

Мне известно несколько случаев печально завершившихся домашних родов, когда несчастья можно было бы избежать. Очень многие риски можно предвидеть заранее, при повышенном уровне риска разумно отказаться от плана рожать на дому. Тем не менее остается некоторая часть проблем, которые могут возникнуть внезапно (например, недостаток кислорода у плода или кровотечение у матери). При нормальной беременности сама женщина принимает на себя эти риски, если только она информирована.  Если же риски проявляются уже в процессе родов, необходимо немедленно вызывать скорую помощь и ехать в больницу.

Очень большие споры велись по поводу того, не безопаснее ли в случае кесарева сечения рожать следующего ребенка дома. Этот пункт попал в перечень противопоказаний по рекомендации гинекологов, поскольку при наличии шва на матке повышается риск разрыва матки при родах. Если в больнице во время родов произойдет разрыв матки, у нас есть возможность в течение пяти минут извлечь ребенка на свет и спасти ему жизнь. Если такое произойдет дома, разрыв матки можно вообще не диагностировать, как и произошло в том трагическом случае, когда ребенок умер. У нас все очень хотят жить как можно более естественно, но забывают, что в те  времена, когда рожали в бане, смертность матерей и детей была крайне высокой. Весьма прискорбно, что  люди не осознают действительные риски родов на дому.

В моей практике эта трагическая история отнюдь не первая. Хотя ни одна женщина не умерла, дети погибали.  Несколько лет назад мы обращались в полицию, где после расследования нам было сказано, что семья претензий не имеет.

Комментарии
Copy
Наверх