Cообщи

Учителя обсуждали тесты PISA и образование в ЭР

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Актовый зал НКТУ был заполнен до отказа.
Актовый зал НКТУ был заполнен до отказа. Фото: Ирина Токарева

В понедельник на традиционную «предновогоднюю» педагогическую конференцию, которую ежегодно накануне первого сентября организует Нарвский колледж Тартуского университета (НКТУ) при поддержке Министерства образования и науки, собрались 400 педагогов со всей Эстонии, преимущественно из русских школ. Ключевой темой конференции стали исследования PISA (Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся) как зеркало образования Эстонии.

В качестве основной темы конференции колледж, как правило, выбирает наиболее актуальную на сегодняшний день, пояснила директор НКТУ Катри Райк.  На этот раз такой темой стали результаты последних исследований PISA, широко обсуждавшиеся как в педагогической среде, так и в обществе в целом. Кроме того, за годы участия Эстонии в этой программе накопился большой материал, который интересно проанализировать, отметила Райк. На конференцию  приехали также научные сотрудники из зарубежных вузов, с которыми сотрудничает НКТУ.

Результаты PISA как показатель уровня школы

Интерес вызвал доклад представителя Московской высшей школы экономики (МВШЭ) Татьяны Хавенсон, которая провела анализ результатов теста PISA в российских школах, а также сравнила результаты, показанные российскими и эстонскими школьниками. Хавенсон отметила, что одна из целей ее исследования – разрешение загадки: Россия стабильно входит в десятку лучших по результатам тестов TIMSS  (Международного мониторингового исследования качества математического и научного образования) и так же стабильно показывает низкие результаты по тесту PISA, далеко отставая от Финляндии, Польши, Эстонии. По мнению исследовательницы, разгадка заключается в том, что первая группа тестов проверяет знание формул, законов, определений, что в большой степени достигается путем зубрежки.

«Тесты PISA, даже если это тесты на знание математики – это в первую очередь тесты на функциональное чтение, которые наши ученики не всегда могут прочитать так, чтобы «вытащить» оттуда математическую задачу. В Эстонии первое, что бросается в глаза, – это систематическое обучение школьников функциональному чтению; во-вторых, более современные учебники, где ученикам предлагается не зазубривать готовые ответы, а самим находить их», – отметила Хавенсон. По ее мнению, именно в этом причина заметного отставания по тесту PISA российских учащихся от их сверстников из русских школ Эстонии.

Руководитель отдела общего образования Минобра Ирене Кяосаар в ответ на вопрос газеты, не является ли отставание русских школ по тесту PISA также следствием большей, по сравнению с эстонскими школами, ориентированности на классическое образование, сказала, что разделяет это мнение: «Но прежде всего, хотелось бы отметить, что результаты русскоязычных учеников по тестам PISA 2006, 2010 и 2012 годов становятся все лучше и лучше, а разница между результатами русских и эстонских школьников сокращается. Для меня самым счастливым днем в жизни будет тот, когда мы на очередной конференции перестанем говорить о разнице между эстонской и русской школами, а будем обсуждать единую систему эстонского образования – как образования с большой буквы. Но разница пока действительно есть: эстонская школа быстрее восприняла, что главные ценности, которые дает современное образование, – это умение анализировать, критически мыслить и связывать свои знания с окружающим миром. Современный учитель – не тот, кто знает правильные ответы на все вопросы и вдалбливает их в головы учащихся, его задача – учить их мыслить самостоятельно».

Нарвские учителя Татьяна Горбатовская, преподаватель русского языка и литературы школы «Паю», и Екатерина Кап­ри, учитель детсада «Викер­каар», сказали, что конференция дала много пищи для размышлений. «Действительно, современная программа и учебники построены таким образом, что практически любой урок, будь то биология или литература – это отчасти урок функционального чтения», – считает Горбатовская.

Министр: будьте готовы к переменам

«Проблема, однако, в том, что чтение как таковое, становится все менее популярным. Сейчас уже выпускники детсада умеют бегло читать, но вот с пониманием того, что  прочли, у многих ребят возникают проблемы», – отметила Капри.

Министр образования Евгений Осиновский, выступление которого на конференции в НКТУ также стало традицией, начал с того, что поблагодарил учителей за хорошую работу – ведь в целом по результатам тестов PISA эстонские школьники – одни из лучших в мире. Однако систему образования придется реформировать и дальше. «Хотя и раздаются голоса, что пора бы закончить: в Эстонии нет ни одного школьного выпуска, который не пережил бы несколько реформ. Но сама жизнь меняется настолько быстро, что у нас нет выбора – иначе выпускники будут заканчивать школу с устаревшими знаниями и навыками», – сказал Осиновский, отметив, что одна из важнейших нынешних  реформ – переход к системе государственных гимназий.

Наверх