Экономические санкции ложатся на плечи россиян тяжким грузом, хотя нищеты, подобной той, что была во времена достопамятного кризиса 1990-х годов, люди могут не опасаться.
Россиян ждет дефицит, но не голод
«В новых экономических условиях государству следует затянуть пояса», – сказал министр экономического развития России Алексей Улюкаев в интервью экономическому изданию «Ведомости» в понедельник.
Развернув агрессию против Украины, Россия поставила себя в ситуацию, обещающую тяжелые времена как для предпринимателей, так и для рядовых граждан РФ. Западные страны перекрыли России доступ к финансам и технологиям, а президент Владимир Путин запретил народу употреблять качественные и относительно дешевые западные продукты питания.
Нефть, на которой, наряду с природным газом, держится российский бюджет, начала дешеветь. И хотя прогнозы пока еще не сулят столь драматического спада, как в 1998 году, когда на пике кризиса баррель нефти стоил всего 14 долларов, однако снижение цен со 110 до 90 долларов может также иметь весьма болезненные последствия.
Мрачные для России прогнозы связаны, например, с решением правительства Германии гарантировать поддержку газовому проекту в Канаде с участием влиятельнейшей энергетической фирмы E.ON. Государственная программа объемом в 2 млрд евро предполагает ежегодный импорт 1,5 млн тонн жидкого газа (LNG) с целью снижения зависимости Германии от российского газа.
Аннексия Крыма, как и территории, захваченные у Грузии в 2008 году, постоянно требует денежных вливаний, бюджетникам и пенсионерам дано обещание увеличить финансирование, а обещание надо выполнять. При этом российский экспорт резко упал. По данным издания «Коммерсантъ» экспорт снизился с 44,3 млрд долларов в мае до 40,7 млрд в июне. Все это вынуждает Кремль принимать непопулярные решения, первым из которых станет повышение налогов.
Назад в серую зону
«Финансовые санкции Запада, разрешающие предоставлять российскому бизнесу кредиты на срок всего до трех месяцев, вынуждают правительство вкладывать средства лишь в крупные проекты по развитию инфраструктуры, малые же и средние предприятия в подарок получат повышение налогов, – сказал предприниматель Райво Варе. – Повышение налогов переведет часть экономики обратно в серую зону, решающую роль будут играть сделки с наличностью. Народ начнет прятать все более дефицитные наличные доллары в матрасы, хотя в силу своих патриотических убеждений люди ненавидят эти купюры».
Кремлевская пропаганда с оптимизмом вещает о том, что в результате введения эмбарго на продукты питания отечественные сельхозпредприятия будут производить больше продуктов питания и вместо европейских появятся новые импортеры.
Но возрождение сельского хозяйства потребует много лет и вливания кредитных средств, получить которые при поддержке Запада уже не удастся. «Если они не сумели модернизировать экономику в годы президентства Дмитрия Медведева, когда условия были благоприятными, то теперь перспективы гораздо хуже», – считает директор Института исследований будущего Эрик Терк.
Поставщики товара из Турции, Македонии, Сербии, Белоруссии и Израиля уже принесли российским торговым сетям горькое разочарование, потребовав стопроцентной предоплаты.
Инфоагентство Rosbalt описывает ситуацию в Калининграде, где закончились запасы поступавших из Литвы и Польши овощей и фруктов, а товар новых поставщиков застрял на таможне, поскольку не соответствовал требованиям фитосанитарных служб.
Лишь звонок областного министра промышленности сдвинул дело с мертвой точки. Тем не менее, в магазинах ощущается дефицит яблок, груш, винограда, персиков, абрикосов, нектаринов, ананасов и многого другого. Для того чтобы заполнить прилавки магазинов, крупные торговые сети отказывают в реализации товара оптом крупным клиентам.
Цены растут
Департамент статистики России всего за неделю зафиксировал значительное удорожание продуктов питания. Например, мясо птицы подорожало на 0,9%, а свинина – на 0,5%. Повышение цен грянуло, несмотря на то, что торговцам угрожают суровыми санкциями. Генпрокуратура возглавила рабочую группу из представителей МВД и ФСБ, целью которой является привлечение к ответственности лиц, поднимающих цены.
Kомментарий
Хейдо Витсур
аналитик банка LHV
Образ богатого россиянина уже разрушен, поскольку многие фирмы, предлагающие предметы роскоши, как клиента его уже не ждут – ведь он больше не покупает, даже если деньги у него еще есть. На долю россиян приходилось до 20% мирового оборота товаров из категории люкс.
Я только что наблюдал в Старом городе Таллинна веселую компанию молодежи из России, и мне подумалось, что поднявшаяся сейчас волна национальной эйфории поможет им пережить грядущие трудности. Стоит вспомнить, что жители Ленинграда выстояли в блокаду.
Экономика России переживает легкую рецессию, похожую на то, что из стран Евросоюза происходит сейчас, например, с Францией. Спаду способствует удорожание доллара по отношению к рублю, с другой же стороны, падает цена на нефть, за последние месяцы снижение цены составило 4-5%.
На рынке продуктов питания в разных регионах России ситуация неодинаковая, например, в глубинке так и так были вынуждены обходиться без хороших колбас и их жители не ощутят на себе воздействия санкций, установленных самим Кремлем.
Более сложные проблемы, связанные со скоропортящимися продуктами, ожидают крупные города. Критическая ситуация возникнет с продуктами питания, хранящимися два-три месяца, например, с молочными
продуктами и свежим мясом. С точки зрения логистики и цен, разница есть – доставлять продукты из Эстонии или же с другого конца света из Аргентины.