Передовая: и боги ошибаются

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Создание европейского рейтингового агентства может не оправдать возлагаемые на него надежды

Впротивовес господству «святой троицы» — рейтинговых агентств Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch — в коридорах Еврокомиссии появилась идея создать собственное рейтинговое агентство. Но образ нынешней Европы скорей заставляет сомневаться в целесообразности этой идеи, чем хвалить ее.

В Европе трем американским гигантам ставят в упрек, что они недостаточно углубляются в изучение вопроса. Есть даже такое мнение, что они специально занижают рейтинги европейских государств, чтобы направить денежные потоки на родину.

История этих агентств уходит в самое начало ХХ века, и в ней можно найти кое-что, что подпитывает подобные подозрения. В годы Великой депрессии все три агентства уже действовали, поэтому перед началом нынешнего экономического кризиса были все основания ожидать, скажем, от Standard & Poor’s более адекватных оценок. Критики считают, что рейтинговые агентства должны были раньше предупредить об опасности экономического кризиса.

Крайне сомнительно, что рей­тин­говое агентство, создаваемое под эги­дой Еврокомиссии, сможет избежать этих же мелей. Во-первых, Евросоюзу как институту неоткуда взять такую достоверность. Понятия «быстрота», «гиб­кость» и «профессионализм» отнюдь не те, которыми люди характеризуют какие-то ведомства ЕС, и это неизбежно распространится на любой новый создаваемый Брюсселем институт.

Во-вторых, есть сомнения в том, что Еврокомиссия способна найти таких специалистов и экспертов. Три рейтинговых гиганта существуют уже целый век. Кроме случаев, которые заставляют сомневаться в их оценках, это означает, что у этих организаций есть необходимые для ведения такой работы традиции, опыт и знания. В противном случае их репутация была бы такой плохой, что они не смогли бы действовать дальше.

В-третьих, если рейтинговые агентства упрекают в том, что рейтинги увязываются с финансированием, то каким образом Еврокомиссия смогла бы избежать этого субъективного аспекта? Критики точно так же могли бы увязывать рейтинги европейского агентства с источником финансирования и точно так же обвинять его в том, что оно дает более высокие рейтинги европейским объектам (странам, фирмам и т.д.), чтобы перенаправить денежные потоки в Европу.

Может быть, и существуют ответы на все перечисленные выше сомнения. Во всяком случае, перед тем как начать создавать очередное евроведомство, найти их просто необходимо.

Силу рейтинговых агентств подтверждает поведение бирж после поступления сообщений об изменении того или иного рейтинга. Это означает, что, несмотря на высказываемую в их адрес критику, они пользуются в глазах инвесторов достаточно высокой репутацией. Так что европейскому агентству предстоит пройти долгий и тяжелый путь для того, что достигнуть такой же степени доверия.

Комментарии
Copy
Наверх