Эстония могла бы предотвратить грядущий пенсионный крах, если бы люди заводили больше детей, считают специалисты. Однако нынешняя пенсионная система способствует, скорее, снижению рождаемости.
Дети — выход из пенсионного тупика
Редактор доклада о людских ресурсах Эстонии ученый Гарри Раагмаа считает, что наша пенсионная система заставляет выбирать между более высокой пенсией и детьми, поскольку чем больше человек посвящает времени детям, тем меньшую пенсию он будет получать в будущем.
«Если у человека есть возможность либо инвестировать в детей, что требует много времени и денег, либо делать карьеру, жить интересной жизнью и инвестировать, помимо прочего, в пенсионный фонд, при помощи которого можно обеспечить беззаботную старость, то что он выберет?» — спрашивает Раагмаа.
«Молодые женщины ценят учебу и карьеру, и появление на свет первого ребенка откладывают к 30 годам. Зачастую первый ребенок остается последним», — отметил он.
По словам Раагмаа, о связи успешности пенсионных фондов и низкой рождаемости свидетельствуют также исследования, проведенные на Западе.
«Вероятно, всей Европе надо всерьез задуматься об эффективности нынешней политики, так как негативная связь между рождаемостью и размером пенсионных фондов доказана во многих странах, — сказал ученый. — Правда, все еще идут споры о том, что было раньше, падающая рождаемость или рост пенсионных расходов».
Поможет детская пенсия
В качестве решения Раагмаа предлагает изменить нынешнюю трехступенчатую пенсионную систему таким образом, чтобы она больше поддерживала родителей. Например, размер пенсии сделать зависимым от количества детей.
«Так человеку с малых лет будет ясно, что его пенсия зависит не только от того, сколько он работает, но и от того, сколько у него будет детей», — сказал Раагмаа.
Один из создателей эстонской трехступенчатой пенсионной системы, профессор Таллиннского университета Лаури Леппик поддерживает идею о том, что наряду с тремя ступенями следует ввести еще и т.н. детскую пенсию — чтобы за каждого ребенка начислялась конкретная сумма.
В то же время, по словам Леппика, при обсуждении связи между пенсионными расходами и рождаемостью следует обратить внимание на то, думают ли молодые о пенсионных ступенях, когда принимают решение о рождении ребенка. «На их поведении при планировании семьи не так уж сильно сказывается наличие пенсионной системы и знание того, как формируется пенсия», — заявил Леппик.
Это подтвердил и служащий Спасательного департамента Тармо Клоостер, у которого во вторник в родильном отделении Ида-Таллиннской центральной больницы родился ребенок. Он сказал, что ни экономические соображения, ни размеры будущей пенсии не сыграли особой роли при принятии решения о рождении ребенка.
«Моя пенсия у меня на руках», — сказал мужчина, прижимая к груди своего наследника. Его, скорее, беспокоит то, удастся ли найти для малыша детсадовское место. «Если сразу не встать в очередь, то можно и не получить место».
Справедливая пенсия
Профессор Тартуского университета Тийт Таммару сказал, что при увязывании пенсии и количества детей важно не забыть о таком факторе, как справедливость.
«Чем больше детей, тем больше должно быть жилье, но тем меньше при этом возможностей приобрести большую площадь, поскольку с рождением каждого последующего ребенка уменьшается доход на каждого члена семьи, — рассказал он. — Вместо пенсионных ступеней следовало бы подумать о том, как в обстановке рыночной экономики можно улучшить жилищные условия многодетных семей».
По словам социал-демократа Эйки Нестора, который во время разработки пенсионных ступеней был министром социальных дел, при нынешней пенсионной системе в первой ступени учитывается количество детей в семье.
«Я согласен с тем, что пенсия могла бы больше зависеть от количества детей, и это нужно сделать посредством государственной пенсионной системы, то есть первой ступени», — отметил Нестор. По его словам, на рост рождаемости влияет не столько будущая пенсия, сколько возможность сочетания работы с семейной жизнью.
МНЕНИЕ
Рейн Таагепера,
эмерит-профессор ТУ
Дети должны поддерживать своих родителей-пенсионеров — это вопрос чести и общественного престижа, но узаконить этого нельзя. Зато следовало бы уменьшить подоходный налог в соответствии с количеством детей у человека, как это сделано, например, в Соединенных Штатах. Ведь перед вычетом налогов из дохода вычитаются разные другие расходы, так почему бы к ним не причислить и такой общественно важный вклад, как воспитание детей?
Население стареет
Соотношение пожилых и трудоспособных людей в Эстонии:
• 2010 — 1:4
• 2030 — 1:3
• 2050 — 1:2
Источник: Доклад о развитии человеческого потенциала в Эстонии
Пенсионная система
Действующая пенсионная система в Эстонии
• I ступень: Государственная пенсия
Основывается на перераспределении — сегодняшние работники через выплату социального налога покрывают пенсии нынешних пенсионеров.
• II ступень: Накопительная пенсия
Работающий человек сам копит деньги, выплачивая в пенсионный фонд 2% от своей брутто-зарплаты. В дополнение к этим 2% государство вносит 4% за счет выплачиваемого сегодня работодателем за работника социального налога. Присоединение ко II ступени добровольно для людей, родившихся до 1983 года. С 1 июня 2009 года до 31 декабря 2010 года государство приостановило свои взносы.
Желающие могут на основании заявления продолжить в 2010 году взносы на свой пенсионный счет без добавления доли со стороны государства. С 2011 года взносы будут продолжены: государство будет вносить 2%, а сам человек — 1%.
• III ступень: Дополнительная накопительная пенсия
Не связана ни с госпенсией (I столп), ни с обязательной накопительной пенсией (II столп). Взносы дополнительной накопительной пенсии являются добровольными, размер взносов государством не регулируется.
Источник: www.pensionikeskus.ee