Бойкот просто невозможен, запреты бессмысленны

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Надежды на будущее Сочи как гоночной трассы россияне демонстрировали еще на прошлогоднем этапе Формулы-1 в Монте-Карло.
Надежды на будущее Сочи как гоночной трассы россияне демонстрировали еще на прошлогоднем этапе Формулы-1 в Монте-Карло. Фото: AFP/SCANPIX

Президент Эстонского союза автоспорта Ари Ватанен в начале прошлой недели заявил о том, что этап Формулы-1 в Сочи следует отменить в связи с причастностью России к событиям на Украине. Мой добрый коллега Прийт Пуллеритс несколько дней назад писал о том, что Россию следует лишить права проведения финального турнира ЧМ в 2018 году, а, например, на ЧМ по хоккею сборные других стран должны отказаться играть с Россией.

Немало политиков в мире высказались и против предоставления России права проведения ЧМ по футболу.

Есть два варианта

Концентрация внимания на отдельных спортивных мероприятиях станет глупым популизмом и не сможет донести верный и ясный посыл. Остается два варианта: прервать все спортивные контакты с Россией, логическим продолжением чего стали бы аналогичные действия со стороны деятелей культуры, или же оставить данные сферы свободными от действия санкций. Другого пути нет – ограничение на один или два вида спорта бессмысленно, нелогично и несправедливо, поскольку почему, скажем, футболисты должны пострадать больше, чем велогонщики?

Вопрос в том, а возможен ли вообще в современном спорте полный бойкот? Теоретически, конечно, возможен, но осуществить это на практике крайне сложно. Ведь спорт уже давно превратился в особую отрасль промышленности, где нередко тесно взаимодействуют выходцы из самых разных стран.

Со сборными и первенствами все было бы само по себе просто – командам России там просто запретили бы выступать и все! Разумеется, это предполагало бы наличие соглашения между спортивными федерациями, однако через Международный олимпийский комитет подобное было бы достижимо. Например, в 70-80-х годах в подобном положении оказалась Южно-Африканская Республика.

Но что же будет с клубным спортом и отдельными его видами? Бойкот, распространяющийся только на сборные, был бы половинчатым и бессмысленным, поскольку миссия по пресечению связей на уровне профессионального спорта почти невозможна.

Что будет, например, с американскими или европейскими баскетболистами или хоккеистами, заключившими контракты с российскими клубами? Всех их следовало бы в таком случае отозвать из России. Западные страны, конечно, могут выступить с соответствующим призывом, но отдать непосредственное распоряжение они не в силах.

Не обладают безграничной властью над спортсменами и спортивные организации. Международная федерация баскетбола (FIBA) может, конечно, запретить оказавшимся в России баскетболистам участвовать в проходящих под эгидой FIBA состязаниях, однако хорошо зарабатывающие у нашего восточного соседа спортсмены могут это просто проигнорировать, поскольку выступление за сборную своей страны уже давно не является приоритетом в современном спорте.

Несомненно, в такой ситуации Россия была бы заинтересована в продолжении выступлений таких спортсменов и спортсменок, а им не пришлось бы опасаться снижения заработков. Никто не сможет помешать им после завершения контрактов и получения причитающихся денег беспрепятственно вернуться на родину.

Нет смысла полагать, будто американцы или европейцы побоятся связываться с российскими клубами. Даже в нынешние крайне напряженные времена почти каждый день появляются новости о переходе в российский клуб какого-то спортсмена с Запада. В составе Московского ЦСКА, символа российского баскетбола, из девяти игроков, заключивших контракты в нынешнем году, пятеро – иностранцы.

Отправка по домам раскиданных по всему миру российских спортсменов, на первый взгляд, может показаться задачей попроще – теоретически, быть может, было бы возможно аннулировать их виды на жительство и разрешения на работу, но практически осуществить это весьма нелегко.

Суперзвездный статус

Нам здесь в Эстонии, видимо, трудно понять, каким супер­звездным статусом обладают, например, российские хоккеисты Александр Овечкин в Вашингтоне или Павел Дацюк в Детройте, но усомниться в том, что они – кумиры, оснований нет. Насильственная отправка домой таких спорт­сменов неизбежно вызвала бы возмущение среди самих американцев.

Происходящее где-то на Украине остается для рядовых американцев чем-то слишком непонятным и несущественным, чтобы отказаться из-за этого от своих любимцев… Не думаю, что такой ход мог бы удаться. Кроме того, перебравшихся из России в иные края спортсменов защищают действующие контракты, гарантирующие им оплату.

Если же прибавить к этому стиль поведения шефа Формулы-1 Берни Экклстоуна и президента FIFA Зеппа Блаттера, которых явно ничуть не смутили бы решения МОК и ООН, тотальный спортивный бойкот России представляется крайне маловероятным. Попытки бить по этому поводу в барабан стали бы довольно дешевым средством погони за популярностью.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх