Вместо Сорочинской в Маарду прошла ярмарка «Осенняя карусель»

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Глава Клайпедского района Вацловас Дачкаускас сам изготовил себе монету на память о Маардуской ярмарке.
Глава Клайпедского района Вацловас Дачкаускас сам изготовил себе монету на память о Маардуской ярмарке. Фото: Андрей Бабин

В минувшие субботу и воскресенье в Маарду в четырнадцатый раз прошла традиционная осенняя ярмарка. До сих пор она называлась Сорочинской и в 2012 году была даже  внесена в украинскую Книгу рекордов как единственная Сорочинская ярмарка, проводящаяся за пределами Украины. Задумал и проводит ее каждый год с необычайным размахом режиссер массовых зрелищ Николай Швец, сам украинец.  

Без Гоголя

С оригиналом маардускую ярмарку всегда роднило не только название, но и украинский колорит, которым она была пронизана. Начиная от огромного портрета Николая Васильевича Гоголя у главной сцены, задумчиво взиравшего на происходящее, до выступлений многочисленных украинских артистов, как местных, так и с самой Украины, и оформленных в украинском стиле некоторых торговых точек.

В этом году ярмарку назвали нейтральной  «Осенней каруселью». «Это решение далось непросто, ведь столько сил положено на продвижение Сорочинской ярмарки в Эстонии, – признался Николай Швец. – Но мы решили, что сейчас по известным причинам проведение такой ярмарки неуместно. Дистанцироваться – очень надеюсь, временно, – от Сорочинской ярмарки мы решили и потому, что очень боялись провокаций».

Впрочем, добавил Николай, местные украинские коллективы, как всегда, были приглашены, но они сами отказались от участия, и Швец к этому относится с пониманием.

«У нас был не праздник, а просто ярмарка с богатой культурной программой, и она удалась, – подчеркнул организатор. –  Десятки тысяч людей, и ни одного происшествия.  Артисты, в том числе из  Литвы и Латвии, впервые побывавшие у нас, в восторге от организации. А в воскресенье вечером хуторяне из эстонской глубинки, постоянно торгующие у нас мясными изделиями, последними сворачивая свое хозяйство, сказали, что Маардуская ярмарка – лучшая в Эстонии, ну, может, наряду с Антслаской».

Действительно, ярмарка удалась, несмотря на то, что почти ничего украинского на ней было не найти.

На месте портрета Гоголя поместили рекламу какой-то фирмы, зазывающей заказывать у нее кондитерские изделия. А ни в чем не повинный писатель, наверное, томился где-то в темнице.

Если же посмотреть программу выступлений артистов, то создавалось впечатление, что нынешней ярмарке скорее был присущ восточный колорит, нежели украинский: свое мастерство показывали  исполнительницы восточных танцев, даже украинский ансамбль «Чары» представил  «восточный блок» песен, как анонсировала выступление коллектива ведущая.  

Да и сама сцена, где предстояло выступать «Чарам»,  называлась «Восточный базар». Здесь же свою программу «Восток – дело тонкое» представили узбекские канатоходцы, предлагалась и восточная кухня.

Прежде, помнится, некие ряженые персонажи предлагали и горилку, изготовленную, как они заверяли, по особому монастырскому рецепту. Не было их... Мы случайно услышали, как вопрос на ту же тему кто-то задал председателю горсобрания Георгию Быстрову, думая, видимо, что он лично должен был проследить.

Сам он в это время сидел на лавке перед главной сценой и смотрел концерт с друзьями – а это были бывший начальник Быстрова, как он его представил, и бывший зампредседателя Совета министров Эстонской ССР Роман Иванович Шеремета с супругой и руководитель маардуской ветеранской организации Борис Викторович Крупнов.

Быстров рассказывал, в частности, о поездке в портовый  город-побратим Ильичевск близ Одессы, где только что побывал с маардуской делегацией на Дне города, причем гости из Эстонии оказались единственными, кто прибыл из-за пределов Украины.

Официальная зарубежная делегация присутствовала и на ярмарке в Маарду, ее возглавлял Вацловас Дачкаускас, руководитель Клайпедского района Литвы, – с этим регионом Маарду тоже будет теперь дружить.

Очереди за салом

И все же совсем без украинской темы не обошлось. «Солнце низенько, вечiр близенько, спiшу до тебе, мое серденько...» – лилась над Маарду мелодичная песня. Эту и другие песни исполнил вокальный ансамбль украинского общества «Ятрань» из латвийского городка Вангажи, что в 15 км от Риги.

«Нас пригласили в Маарду на Сорочинскую, как тогда сказали, ярмарку еще год назад, – рассказала руководитель общества Ирина Дукуле. – Мы и программу готовили соответствующую. Но по известным причинам изменили ее. Вместо украинских танцев решили показать латышские, ирландские и цыганские. Песни украинские привезли, но очень спокойные, с нотками печали...»

Артисты из разных городов Эстонии выступали на двух сценах в режиме нон-стоп, а в это же время шли спортивные состязания: дворовый футбол, турнир силачей, а также выступления мастеров workOut, или, проще говоря, уличной гимнастики, которые мы посмотрели с особым интересом.

И, конечно же, прошлись по длинным ярмарочным рядам, а торговых точек было около семисот. Народу столько, что не протолкнуться. «Где сало, там всегда очередь», – посетовал мужчина, вставая в хвост действительно длинной очереди к палатке, в которой только и успевали крутиться четверо торговцев-мужчин.

С одной стороны – колбасы, ветчина. «Лось, кабан», – комментировал хозяин. С другой стороны – аппетитные шматы сала, быстро уходившие с прилавка. Откуда, поинтересовались, сало? Из Литвы и Польши.

Пчеловод из Вырумаа на наших глазах продал  4,5-килограммовое ведерко меда, а в соседней палатке хозяева хутора Ристемяэ предлагали свою продукцию – огурцы соленые, кильку президентскую... «Если бы вы к такой закуске и водку предлагали, у вас отбоя от покупателей не было бы», – посоветовал кто-то. «Водку вы найдете на каждом углу, а того, что предлагаем мы, нигде не найдете», – был ему ответ.

Кстати, почему килька – президентская? «У нас на хуторе побывали президенты Эстонии и Финляндии, обоим наша килька пряного посола понравилась», – пояснил торговец. Не с каждым суждением президента Ильвеса мы можем согласиться, но в данном случае спорить с ним трудно.

Гвоздем культурной программы была объявлена звезда русского шансона из Петербурга Афина. Мы же, при всем уважении к этой певице, считаем, что гвоздем были узбекские канатоходцы. Об этом уникальном семейном коллективе расскажем чуть позже отдельно.

Ключевые слова

Наверх