Андрес Анвельт: политиков — на спасение утопающих!

, председатель Таллиннского отделения СДП, член Таллиннского горсобрания, бывший полицейский
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Жара, море, алкоголь и статистика смертей. Пляж — общественное место, и на него распространяются соответствующие правила, касающиеся распития спиртных напитков в общественных местах.
Жара, море, алкоголь и статистика смертей. Пляж — общественное место, и на него распространяются соответствующие правила, касающиеся распития спиртных напитков в общественных местах. Фото: Антс Лийгус/Pärnu Postimees

Нынешнее жаркое лето отмечено большим количеством погибших на воде. Андрес Анвельт пишет, что, хотя некоторые меры в народе непопулярны, могут они не понравиться и на уровне принятия политических решений, однако ужес­точение надзора на пляжах способно обеспечить безопасность на воде.

Как-то в жаркий летний день один мой знакомый обратился ко мне как к бывшему работнику полиции с претензией: мол, почему, собственно, дорожные полицейские прячутся за деревьями или, сидя за рулем никак не обозначенных полицейских машин, пытаются спровоцировать водителей на обгон и, как следствие, превышение скорости?

Почему, когда число утонувших у нас начинает превышать число жертв ДТП, они не ловят на пляжах пьяных отдыхающих или родителей, оставивших своих детей без присмотра?

Я попытался успокоить своего чересчур эмоционального друга и втолковать ему, что это единственный способ остудить постоянно перегревающееся движение, что это повседневная работа патрульного полицейского.

Но пока я все это объяснял, у меня закралось сомнение, что друг-то мой, пожалуй, более прав, чем может показаться на первый взгляд. Нельзя ли, используя те же методы, как-то охладить перегревшийся купальный сезон, отмеченный в этом году небывалым количеством жертв?

Всеобщим контролем и нулевой толерантностью мы добились того, что количество смертей на доро­гах и улицах сократилось в несколько раз. Ведь, в сущности, какая разница, погибает человек в ДТП или на воде?

Смерть человека — это крайняя черта, и, чтобы не переступить ее, публичная власть и формирующая ее политика должны использовать все имеющиеся законные возможности, а если их недостаточно, то найти новые.

Сейчас деятельность пуб­личной власти ограничивается обеспечением безопасности на некоторых пляжах путем элементарного привлечения частных охранных фирм.

Работники этих фирм предупреждают купающихся о ситуации на воде, вывешивая флаги разного цвета, а также вылавливая из воды не­адекватно ведущих себя людей. К сожалению, порой с последующими действиями по их оживлению.

Все это, конечно, очень важно, но не служит общественно необходимой цели — не обеспечивает безопасность на общественных пляжах и не сокращает число погибших.

Водоемы, как и автомобили, являются источником повышенного риска, поэтому многие правила безопасности тут схожи: например, заходить в воду — только в трезвом виде, обязательно использовать средства безопасности для детей, а также многое другое, что позволит повысить безопасность при использовании «благ жаркой погоды», то есть при купании.

Вот мы и подошли к контролю над соблюдением всевозможных законов и постановлений, с помощью которых исполнительная власть и правоохранительные органы призваны обеспечивать общественный порядок. Нельзя забывать и о превентивной стороне, ведь одной из целей наказания является предупреждение новых нарушений.

Вся статистика несчастных случаев и погибших — место, время и многое другое — должна быть в подведомственных МВД департаментах: там сделать определенные обобщения будет не сложнее, чем обозначить опасные для движения участки и составить план мер по предотвращению правонарушений.

Методы тоже весьма схожи: рейд, полный контроль и, при необходимости, делопроизводство о проступке. Большинство пляжей — общественные места, где на распитие алкогольных напитков распространяются особые правила.

К тому же служащий органов правопорядка обязан препроводить в безопасное место человека (независимо от его местонахождения), находящегося в неадекватном состоянии из-за наркотического или алкогольного опьянения.

Скажем честно: пока человек не достиг такой кондиции, утонуть он вряд ли утонет, если только речь не идет о нарушениях здоровья.

Еще один фактор риска — поведение детей, которые лезут в воду, не сознавая всей опаснос­ти. Здесь ответственность целиком и полностью лежит на родителях, и любая подобная преступная халатность карается по закону.

Вопрос ведь не только в том, чтобы спасти тонущего! Наказание сегодня — это профилактика завтрашних нарушений, и эти правила довольно быстро укореняются, как и осознание того, что пешехода на пешеходном переходе нужно пропускать.

Разумеется, некоторые меры в народе непопулярны, поэтому они могут не понравиться и на уровне принятия политических решений. Так было при ужесточении надзора за дорожным движением, так может быть и при обеспечении безопасности на воде.

Никому не понравится, когда между лежаками и полотенцами загорающих начнут ходить представители полицейского, пограничного и спасательного департамента, заставлять кое-кого дуть в алкометр, призывать родителей к порядку или хладнокровно (несмот­ря на жару) заполнять протоколы.

В долгосрочной перспективе политику, который примет решение, сократившее число смертей, это было бы выгодно; но нужна ли ему эта выгода через год или два, да еще именно в этой сфере? А вот общество наверняка бы выиграло от такого подхода.

Ведь кто у нас по статистике тонет — сегодняшний и завтрашний активный гражданин, налогоплательщик, опора стареющего населения. Его спасение, несомненно, важнее проведения открытого конкурса на место работника, меняющего флаги на пляже.

Так что спасение утопающих — дело рук, в том числе, и политиков.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх