На состоявшемся в четверг заседании кабинета правительство предложило принять принципиальное решение о просьбе США принять одного находящегося сейчас в заключении в Гуантанамо человека, не являющегося осужденным за преступление.
Эстония примет заключенного Гуантанамо
Ссылаясь на Закон о защита персональных данных, ни министр внутренних дел Ханно Певкур, ни министр иностранных дел Урмас Паэт не пожелали уточнить национальность, гражданство, страну происхождения, пол, возраст упомянутого лица, а также как долго задержанный находился в Гуантанамо и в чем именно его подозревали. Паэт подчеркнул, что речь идет о человеке, который не был осужден и не отбывает наказание.
«Честный ответ — не знаю», - сказал министр Ханно Певкур, отвечая на вопрос, когда этот человек может быть доставлен в Эстонию .
Паэт заверил, что США подали запрос только на прием одного из задержанных, дополнительных ходатайств не было.
«Возможности анализа были шире», - ответил Паэт на вопрос, была ли у Эстонии возможность выбрать, кого именно принять. Певкур добавил, что варианты выбора анализировали местные учреждения сферы безопасности.
Паэт пояснил, что из тюрьмы Гуантанамо освобождают людей, которые не были привлечены к ответственности и в отношении кого не было собрано достаточно доказательств, чтобы предъявить обвинение. Всех из них не представляется возможным вернуть на родину, поскольку там они могут стать жертами репрессий. По словам министра, до сего времени заключенных из тюрьмы Гуантанамо приняли в общей сложности 52 государства, 19 из них приняли граждан других стран.
По словам Певкура, по прибытии в Эстонию бывший заключенный Гуантанамо предъявит властям страны ходатайство о предоставлении ему убежища или международной защиты. Затем Министерство социальных дел окажет ему помощь в общественной адаптации, а органы охраны правопорядка обеспечат ему полную безопасность и оградят его самого от совершения возможных правонарушений.
Певкур признал, что «определенные риски в сфере безопасности» в самом факте приема освобожденного из Гуантанамо в Эстонии есть. «По всей видимости, мер полицейского характера будет в этом случае больше, чем в случае с обычным ходатайствующим об убежище,- сказал министр. - Учреждения в сфере безопасности будут выполнять свою работу».
На состоявшемся в четверг заседании кабинета правительство предложило принять принципиальное решение о просьбе США принять одного находящегося сейчас в заключении в Гуантанамо человека, не являющегося осужденным за преступление.
Этим решением Эстония демонстрирует свою волю способствовать усилиям США закрыть тюрьму Гуантанамо, сообщил BNS пресс-секретарь правительства. Выбор лица, которое будет принято эстонской стороной, осуществит Эстония .
По опубликованным в 2011 году Wikileaks данным, США были готовы финансировать пребывание в Эстонии пленников Гуантанамо, предложив на размещение и проживание одного заключенного до 85 000 долларов. Согласно документам, посольство США впервые затронуло с МИД Эстонии тему пленников Гунтанамо в марте 2007 года. В октябре 2008 года Эстония отказалась принять одного палестинца.
3 августа 2009 года посольство США в Таллинне представило детальный доклад " Эстония вероятно примет пленника (пленников) Гитмо".
"29 июля в Таллинне на встрече с министром иностранных дел Эстонии Урмасом Паэтом специальный посланник представил вопрос о закрытии Гунтанамо, посол Даниэль Фред (Daniel Fried) подал правительству Эстонии ходатайство рассмотреть возможность принять содержащихся в Гуантанамо пленников, которых правительство США не может направить в страну их происхождения в связи с озабоченностью с тем, как с ними будут обращаться после передачи," - говорилось в документе.
"На встрече Фред передал дела троих заключенных, чтобы правительство Эстонии могло бы их рассмотреть и обдумать. Паэт пояснил, что Эстония хотела бы оказать помощь и готова обсудить "прием конкретного лица или лиц," - отмечается в докладе посольства США.
После того, как стало известно о документах, Паэт подтвердил, что это был не официальный запрос. По словам Паэта, только в компетенцию Эстонии входит подтвердить, что прием заключенного в принципе возможен, и назвал тогда произошедшее практикой обычных дипломатических отношений и предварительной работой.