Отставной генерал КГБ: инцидент без прецедента

Яанус Пийрсалу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Бывший офицер КГБ, а ныне член Коммунистической партии Алексей Кондауров считает, что ФСБ в смысле профессионализма далеко до Комитета госбезопасности советских времен.
Бывший офицер КГБ, а ныне член Коммунистической партии Алексей Кондауров считает, что ФСБ в смысле профессионализма далеко до Комитета госбезопасности советских времен. Фото: Яанус Пийрсалу

Отставной генерал КГБ СССР Алексей Кондауров не усматривает особого политического смысла в задержании и обвинении в шпионаже офицера Полиции безопасности Эстонии Эстона Кохвера даже в том случае, если он, как утверждает ФСБ, был задержан на территории России.

«Здесь есть одна деталь, которую я никак не могу понять… Если он действительно перешел границу, почему при нем было табельное оружие? Здесь какая-то неувязка, – удивляется Кондауров, имеющий за плечами многолетний опыт оперативной работы. – И еще – какую такую важную разведывательную информацию вообще можно собирать около границы в XXI веке?»

В разговоре с Postimees Кондауров сказал, что в силу целого ряда причин он не видит политического смысла во взятии Кохвера под стражу. При этом он просил подчеркнуть, что не знает всех деталей произошедшего и судит на основании того, что опубликовано в прессе.

Напрасное нагнетание напряженности

«Во-первых, это дело не стоит того, чтобы еще больше нагнетать напряженность в отношениях с ЕС», – размышляет Кондауров, прослуживший 21 год в КГБ и Министерстве безопасности РФ, бывшем предшественником ФСБ.

По его словам, вполне возможно, что ФСБ стремилась именно к тому, чтобы повысить градус напряженности и напугать население маленькой Эстонии: «Это может быть одним из объяснений произошедшего, и тогда это должно быть связано с событиями на Украине. Хотя в таком случае это, конечно же, глупость и мальчишество. Вряд ли тогда приказ поступил из Кремля, вероятно, ФСБ действовала самостоятельно».

Испортить отношения между странами для того, чтобы просто поставить галочку, – такое во времена КГБ было исключено, вспоминает генерал. Но сейчас, с его точки зрения, в действиях ФСБ нет смысла искать сложные комбинации: «К сожалению, ФСБ играет не в шахматы, как это делало КГБ, а в домино. Если то, что профессиональная задача Кохвера сводилась к борьбе с организованной преступностью на границе, соответствует истине, теоретически это должно было отвечать интересам ФСБ. Конечно, нельзя исключать, что Кохвер мог что-то узнать о причастности к контрабанде сотрудников ФСБ. Как нельзя исключить и того, что он в какой-то форме занимался сбором разведывательной информации».

Изменить судьбу нелегко

Генерал-лейтенант Кондауров вышел в отставку в начале 1994 года с поста руководителя центра по связям с общественностью Министерства безопасности России. Он сам попросил об отставке в знак протеста против решения тогдашнего президента Бориса Ельцина открыть огонь по российскому парламенту. После этого он десять лет проработал на основателя нефтяной компании «ЮКОС» Михаила Ходорковского. Когда последний в 2003 году был арестован, Кондауров пошел в политику. Три раза подряд он избирался депутатом Государственной думы России от Коммунистической партии.     

По словам Кондаурова, в истории КГБ ему никогда не приходилось слышать о случае, подобном задержанию Кохвера, – чтобы советские или российские спецслужбы похищали на территории другого государства сотрудника спецслужбы этого государства. Завербованных агентов – да, но не штатных сотрудников спецслужб. «Если версия эстонской стороны соответствует действительности и ФСБ действительно вторглась на территорию другого государства, это совершенно противозаконно. Но в зависимости от того, на территории какой страны был захвачен Кохвер, за этим  инцидентом могут стоять две совершенно разные истории».

Почему именно Кохвер попал в ФСБ, Кондауров может только предполагать: «Если допустить, что Кохвер занимался вербовкой, как, видимо, и считает ФСБ, то, значит, у него были собственные агенты на российской стороне. Возможно, ФСБ узнала о его агентурной сети, и поэтому он сам оказался в разработке».

Кондауров считает, что теперь, когда Кохвер вот уже три недели находится в Лефортово, изменить его судьбу будет непросто: «Ясно, что его будут судить, и он будет признан виновным».

Во время службы в КГБ и Центре по связям с общественностью Министерства безопасности Кондауров имел возможность знакомиться со многими следственными материалами по важным делам и заверяет, что в то время КГБ проводил расследования  ювелирно и все обвинения подкреплялись бесспорными доказательствами: «К сожалению, я ничего не могу сказать по поводу качества расследований в нынешней ФСБ».

Справка «ДД»:

Хронология истории Эстона Кохвера

5 сентября

Полиция безопасности сообщила, что утром в 9 часов проникшие из России на территорию Эстонии в окрестностях пограничного пункта Лухамаа неизвестные лица захватили исполнявшего служебные обязанности сотрудника КаПо и, применив физическую силу с угрозой оружием, доставили его в Россию.

Вечером того же дня ФСБ сообщила, что в ходе проведенной в Псковской области операции задержан сотрудник Полиции безопасности Эстон Кохвер, у которого был изъят пистолет Taurus, 5000 евро, аппаратура для ведения скрытой аудиозаписи и спецсредства.

Министерство иностранных дел Эстонии вызвало на ковер посла России в Эстонии Юрия Мерзлякова.

Политиция безопасности начала уголовное производство по статьям Пенитенциарного кодекса, касающимся незаконного лишения свободы с применением насилия и незаконного пересечения государственной границы и временной контрольной полосы Эстонской Республики.

6 сентября

Лефортовский суд Москвы постановил взять Эстона Кохвера на два месяца под стражу в связи со следствием по факту шпионской деятельности. Российская сторона назначила защитником Кохвера адвоката Евгения Аксенова.

8 сентября

Министерство иностранных дел Эстонии вновь вызвало посла России в Эстонии.

9 сентября

Руководитель консульского отдела посольства Эстонии в Москве Сигне Маттеус встретилась с Эстоном Кохвером в тюрьме Лефортово.

10 сентября

Министерство иностранных дел Эстонии наняло для защиты Эстона Кохвера адвокатов Марка Фейгина и Николая Полозова, которые, кроме всего прочего, известны тем, что были защитниками участниц российской панк-группы Pussy Riot.

11 сентября

Россия предъявила Эстону Кохверу обвинение в шпионаже.

Адвокаты Фейгин и Полозов подали ходатайство, оспаривающее арест Эстона Кохвера. Николай Полозов смог ознакомиться с материалами ФСБ по делу Кохвера.

12 сентября

Эстон Кохвер вторично встретился с руководителем консульского отдела посольства Эстонии в Москве Сигне Маттеус.

Министерство иностранных дел Эстонии вновь вызвало посла России в Эстонии Юрия Мерзлякова в связи с инцидентом с Эстоном Кохвером. В ходе встречи ему было вручено письмо министра иностранных дел Урмаса Паэта министру иностранных дел России Сергею Лаврову, в котором Паэт просил освободить Кохвера.

15 сентября

Адвокаты Марк Фейгин и Николай Полозов в течение примерно часа беседовали с Эстоном Кохвером, который был крайне немногословен.

Министерство иностранных дел Эстонии в четвертый раз вызвало посла России в Эстонии.

17 сентября

Эстон Кохвер отказался от  услуг адвокатов Марка Фейгина и Николая Полозова.

18 сентября

В Лефортовском суде Москвы должно было состояться заседание с целью рассмотрения просьбы адвокатов Эстона Кохвера Марка Фейгина и Николая Полозова о предоставлении Кохверу новой возможности подать апелляцию по поводу своего ареста, что не было сделано адвокатом, назначенным Кохверу со стороны России. Поскольку Кохвер отказался от услуг предоставленных ему Эстонией адвокатов, заседание не состоялось.     

Государственная прокуратура Эстонии направила в компетентные правоохранительные органы России ходатайство о предоставлении официальной информации по поводу задержания Эстона Кохвера и ведущегося в его отношении уголовного производства. 

Комментарии
Copy
Наверх