Дубликат ключа от квартиры был сделан без ведома собственника

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ханнес Липсон не считает нужным менять замок на двери своей квартиры, ведь с ключа от нового замка тоже могут сделать дубликат.
Ханнес Липсон не считает нужным менять замок на двери своей квартиры, ведь с ключа от нового замка тоже могут сделать дубликат. Фото: Маргус Ансу

Ханнес Липсон, живущий в поселке Вахи Тартуской волости в многоквартирном доме, рассказал историю о том, как управляющий домом чуть было не проник в его квартиру, изготовив дубликат ключа.

 По словам Липсона, в квартире этажом выше из-за сломавшейся стиральной машины случилась авария. Управляющий домом позвонил спутнице жизни Липсона Кадри Сепп, которая является собственником квартиры. Сообщив ей об аварии, он поинтересовался, нельзя ли осмотреть квартиру, чтобы оценить вероятный ущерб от воды.

Кадри, которая в этот момент ехала из Пярну в сторону Тарту, сказала, что приедет через полтора часа, но на всякий случай позвонила Ханнесу. «Управляющий не подумал, что можно было связаться со мной», – сказал Липсон.

Узнав о случившемся, мужчина поспешил домой. Перед дверью квартиры стояли несколько человек. «Управляющий за короткий срок успел сделать ключ и уже собирался войти в квартиру», – рассказал мужчина.

Хотя люди, намеревавшиеся оценить возможный ущерб от потопа, войти в квартиру не успели, Липсон потребовал, чтобы управляющий домом, а также фирма, изготовившая ключ, объяснили свои действия. «Вопрос не в том, вошли бы посторонние люди в квартиру со мной или без меня. Меня интересует, почему без нашего разрешения был изготовлен ключ, как такое возможно?» – удивляется Липсон.

За 20 минут

Продажей квартир по Пярна аллеэ, 7 в Вахи занималось Raadi Kortermaja OÜ. Ключи покупателем квартир вручал Кристьян Карм, руководитель проекта из фирмы Merko Tartu, он же решает вопросы, касающиеся гарантийных работ. Прокомментировать Postimees этот случай он отказался, правда, переслал редакции письма, отправленные ранее Липсону и Сепп, в которых отмечал, что ключ сделал по собственной инициативе.

«Собственница 19-й квартиры сказала, что она в Пярну и приедет через полтора часа, но постарается связаться с мужем. Я обратился к менеджеру Lukupood OÜ Раулю Оя с вопросом, как можно открыть дверь квартиры с наименьшим ущербом. Как объяснил Оя, на то, чтобы высверлить сердечник, потребуется время, кроме того, замок будет испорчен. Но на заводе Abloy можно получить код замка и сделать запасной ключ», – написал Карм, отметив, что без разрешения собственника не стал бы входить в квартиру, а ключ сделал на всякий случай.

«Ключ был сделан на тот случай, если собственница квартиры или ее муж не приедут, но дадут доверенность на то, чтобы войти в квартиру. Фирма Lukupood изготовила ключ за 20 минут, но при условии, что в течение 48 часов получит для завода Abloy письменное заявление собственника квартиры с пояснением, с какой целью был изготовлен запасной ключ, а также объяснение Рауля Оя, почему ключ был выдан», – написал Карм.

Когда Карм с запасным ключом вернулся в дом на Пярна аллеэ, выяснилось, что собственница квартиры Кадри Сепп сообщила об аварии Липсону, и тот направляется к дому. «У меня не было намерения войти в квартиру, не получив на это доверенности, и ключ был сделан только из опасения, что 19-й  квартире, о которой идет речь, нанесен серьезный ущерб», – объяснил Карм.

Круговая порука?

Однако больше всего Кадри и Ханнес обеспокоены тем, что, оказывается, можно без ведома собственника изготовить дубликат ключа. Они решили проконсультироваться с юристом, который обратился к изготовившей ключ фирме и управляющему домом с вопросами. Ответа на его письмо не последовало.

По словам юриста Сигрид Ныммик, порядок изготовления и передачи ключей должен быть четко зафиксирован: «Собственник квартиры должен знать, что управляющий может изготовить ключ от его квартиры. В данном случае собственник этого не знал. Слова управляющего и сотрудника фирмы по изготовлению ключей о том, что ключ был изготовлен для того, чтобы не допустить ущерба, не являются обоснованием».

Менеджер Lukupood Рауль Оя факт изготовления ключа объяснил так же, как и руководитель проекта из Merko Tartu Кристьян Карм. Как считает Липсон, это не что иное, как круговая порука.

«Ключ был сделан по просьбе Карма по той причине, что, как он утверждал, собственники квартир в отъезде. Один из собственников (20-й квартиры – прим. ред.) находился в Норвегии, и имелась доверенность на то, чтобы открыть дверь его квартиры», – написал Оя в письме Кадри и Ханнесу, отметив, что Карм не поставил его в известность, что жильцы 19-й квартиры прибудут только через пару часов.

Выходит, ответственность лежит на Кристьяне Карме из Merko Tartu, который сообщил изготовившей ключ фирме не всю информацию, а также утаил от собственника 19-й квартиры факт изготовления ключа. По словам Липсона, это подтверждает и то обстоятельство, что Карм предложил поменять замок за свой счет. «Почему человек, считающий, что поступил правильно, предлагает в виде компенсации замену замка за свой счет?» – задает риторический вопрос Ханнес.

Как сказала Ныммик, было бы логично, если бы собственник квартиры получал сертификат на замок, в котором код ключа не соотноситься с номером квартиры. По словам Карма, для изготовления ключа достаточно было сообщить фирме Lukupood номер квартиры.

комментарий

Отт Лепметс

присяжный адвокат

Квартирой распоряжается тот человек, которому принадлежит ключ от нее. Ключ от квартиры предназначен для того, чтобы защитить имущество и владение от третьих лиц. Это касается как квартирной собственности в целом, так и находящихся в квартире движимых вещей.

Изготовление ключа и передача его третьим лицам является угрозой для безопасности квартирной собственности и позволяет третьим лицам проникнуть в квартиру, другими словами – завладеть квартирной собственностью.

Государственный суд придерживается того, что, например, смена дверных замков с точки зрения Закона о вещном праве рассматривается как самовольное лишение владения. Если смена замка рассматривается как лишение владения, то, по аналогии, возможность открыть замок, местонахождение которого известно, создает предпосылку для лишения владения.

При помощи ключа можно без труда попасть в квартиру и распорядиться ею и имуществом, которое в ней находится. Другими словами, тот, кто владеет ключом от квартирной собственности, может распорядиться квартирой и всем, что в ней находится.

Далее можно рассуждать о том, является ли владение квартирной собственностью, полученное таким способом, добросовестным или недобросовестным, причинен ли нарушением владения ущерб и т.д.

Ответив на эти вопросы, мы поймем, какими средствами юридической защиты можно воспользоваться в этом случае. Речь может идти как о вытекающем из Закона о вещном праве требовании о прекращении нарушения владения, так и о требовании о возмещении противоправно причиненного ущерба, вытекающем из Обязательственно-правового закона.

Разумеется, следует учесть обстоятельства, которые повлекли необходимость изготовления ключа, а также мотивы, которыми руководствовался при этом управляющий.

Комментарии
Copy
Наверх