Cообщи

Владимир Вельман: «До «русской весны», как и до «эстонской», нам очень далеко»

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Владимир Вельман.
Владимир Вельман. Фото: Алексей Старков

Многие русские Эстонии восприняли поведение России в связи с украинским кризисом как своеобразную эмоциональную и духовную «компенсацию» для себя, но, учитывая менталитет здешней русской общины, раскачивать лодку они не станут, с другой стороны, попытки «исправить» мышление русскоязычного населения с помощью нового телеканала наивны. Такое мнение высказал в интервью «Инфопресс» долгожитель политической жизни Эстонии, член Рийгикогу, центрист Владимир Вельман.

- В этом году в связи с известными политическими событиями вокруг Украины заговорили о таком явлении, как «русская весна»... На ваш взгляд, Владимир, в Эстонии за минувшие полгода состоялась ли в том или ином виде эта «весна»?

- Я думаю, нет. Конечно, в какой-то степени это всколыхнуло сознание, произошла очередная радикализация взглядов, но в целом на внутриполитическую ситуацию Эстонии это существенно не повлияло.

Потому что всё-таки ментальность русских здесь другая, несмотря на все издержки здешней политики, в том числе и в области гражданства.

Даже если взять такой показатель, как относительное число выехавших в своё время в Россию на постоянное место жительства, - в Эстонии оно самое маленькое из всех бывших республик СССР, не считая Белоруссии и Украины.

Более того, многие потом считали, что, уехав, сделали ошибку. Так что в целом, думаю, до «русской весны» - как, надеюсь, и до «эстонской весны» - нам очень далеко.

- Вы вкладываете в это понятие негативный смысл?

- Когда начались эти процессы на Украине, которые, надо признать, были ожидаемы, у нас здесь, как всегда, спешно пошли опросы: «а что думают на Северо-Востоке Эстонии?», «а что думает Нарва?»… Ребята, как вы себя поведёте - так там и будут думать.

Здесь не настолько уж из-за границы влияние идёт на ментальность живущих там людей, сколько то, как само наше государство относится к ним.

А это отношение невольно проскальзывало даже в газетных заголовках этих месяцев.

Читаю: «Эстонский министр такой-то нанёс визит в Нарву». В свою страну визиты не наносят! В свою страну просто приезжают, и достаточно регулярно...

Это показывает, что для части эстонского истэблишмента Северо-Восток представляет собой то ли какую-то «автономию», то ли «гетто», то ли «анклав».

Если политика эстонского государства в целом будет толерантной по отношению не только к сексуальным, но и ко всем меньшинствам - будь то бедные, больные или меньшинства национальные, - тогда, я думаю, мы продвинемся достаточно далеко. При избирательной толерантности - другое дело. 

Думаю, для многих русских, которые здесь живут, то, что произошло в связи с событиями вокруг Украины, стало в определённом смысле духовной «подпоркой».

То есть многие восприняли, скажем, то, что Крым вернулся в Россию, как историческую справедливость и знак, что Россия становится крепкой и сильной державой.

И все те обиды, которые накопились в местных русских от нынешней эстонской власти, оказались как бы частично «компенсированы» тем, что произошло со стороны России.

- Последнее время не меньшее, а может, и большее место в общественном обсуждении занимает ещё одна тема: масс-медиа, медиапространство, инфовойны. Основная трактовка такая: «русские массово находятся в чужом для Эстонии информационном пространстве - «кремлёвском», «путинском», «российском», - в результате чего у них неправильные установки, поэтому надо принимать меры по вовлечению их в информационное поле Эстонии, дающее, соответственно, проэстонские установки, для чего необходим и новый канал». Как журналист с опытом вы так же понимаете медиапроблему сегодняшнего дня в Эстонии?

- Понимаю по форме выражения так же, по сути - совершенно по-другому.

Когда идёт речь о создании - опять-таки в очередной раз - какого-то русского телеканала, то я прекрасно понимаю, что за этим, так сказать, «торчат уши» именно пропагандистской направленности: надо сделать канал, чтобы мы со своей стороны «промывали мозги» нашего неэстонского телезрителя.

Это глубоко ошибочное понимание проблемы.

Если бы такой канал в идеале и был бы создан, то он должен быть абсолютно не пропагандистским.

Зритель - он не дурак, он моментально почувствует, если ему начнут… вбивать в мозги «политику правящей партии».

Понимаете, нельзя уповать на канал, если общий вектор политики Эстонии не направлен на то, чтобы создавать монолитное общество внутри своей страны.

Каналом его не создашь, это нужно массу законопроектов, в первую очередь закон о гражданстве, менять, лишиться, наконец, этого позорного института неграждан. Если всех этих шагов не сделать, то телевидением ничего не спасёшь.

Интервью взял Алексей СТАРКОВ

Полностью интервью Владимира Вельмана вы можете прочитать на сайте «Инфопресс».

Ключевые слова

Наверх