Отс: прибыль Tallinna Vesi слишком велика

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Гендиректор Департамента конкуренции Мярт Отс надеется, что вступление в силу антимонопольного закона позволит снизить цены Tallinna Vesi на воду примерно на четверть.
Гендиректор Департамента конкуренции Мярт Отс надеется, что вступление в силу антимонопольного закона позволит снизить цены Tallinna Vesi на воду примерно на четверть. Фото: Тоомас Хуйк

Гендиректор Департамента конкуренции Мярт Отс уверен, что возглавляемое им учреждение обязательно справится с задачами, возложенными на него Законом об установлении ценовых ограничении для монополий.



Принятый во вторник парламентом т.н. обновленный антимонопольный закон возлагает на Департамент конкуренции новые задачи, добавив функцию регулирования цен для целого ряда фирм водо- и теплоснабжения. Готов ли департамент к выполнению этих задач?

Разумеется. Одним из наших предшественников была Инспекция энергетического рынка, которая в 2008 году вошла в состав нашей организации. Сейчас департамент  выполняет те же обязанности. Признанную в Европе и США методику регуляции цен мы используем уже десять лет.

Доля предприятий во­доснабжения в экономике в це­лом не очень велика. На­пример, оборот Eesti Energia ис­числяется несколькими мил­лиардами, а оборот Tallinna Ves­i составляет миллиард.

Сейчас мы регулируем 120 энергетических предприятий, к ним прибавятся еще 40-50 фирм водоснабжения. Убежден, что с работой мы справимся.

И все-таки вам придется нанимать новых сотрудников?

Поскольку вероятность принятия закона была очень велика, уже в 2010 году бюджет организации был увеличен на размер оплаты 16 сотрудников. В начале года мы начали принимать на работу новых людей и комплектация штатов продолжается.

В пояснительной записке к  антимонопольному закону его авторы Кен-Марти Вахер и Урмас Рейнсалу обещают, что в Таллинне цена на воду будет значительно снижена. Что вы скажете по этому поводу?

Еще в прошлом году Департамент конкуренции провел основательный анализ экономической деятельности Tallinna Vesi и выяснил, что прибыль компании слишком велика. Если довести ее до разумных пределов, то цена на воду в Таллинне может снизиться на 20-25 процентов. Поскольку прибыли фирмы слишком высоки, при вступлении закона в силу можно будет начать производство и инициировать процесс.

Какой могла бы быть нормальная прибыль фирмы Tallinna Vesi?

У монопольных предприятий она не должна превышать 10 процентов. Мы сравнили ценообразование Tall­in­na Vesi с аналогичными фирмами Европы и США и пришли к выводу, что нормальная прибыльность должна оставаться в пределах 8-10 процентов.

Имеете ли вы представление о ценообразовании в других фирмах водоснабжения в Эстонии?

Мы изучили этот процесс на нескольких крупных фирмах водоснабжения и сочли, что их прибыль находится в разумных пределах.

Поскольку ценообразование на этих предприятиях зависит от многих других факторов, сейчас пока рано говорить о том, насколько справедливы цены на воду. Если фирмы будут подчиняться регуляции Департамента конкуренции, мы сможем сделать более подробный анализ их расходной базы.

Выражалось опасение, что новый закон может вызвать повышение цен у мелких фирм водоснабжения. Обосновано ли это опасение?

После вступления закона в силу ситуация, несомненно, значительно изменится. По действующему ныне порядку цены на воду назначает местное самоуправление, т.е. предприятие обязано продавать услугу по установленной самоуправлением цене, за которую несет ответственность самоуправление.

Теперь ответственность за ценообразование ляжет на  предприятия. Изменится также роль регулятора, в том числе и в отношении мелких фирм, где регулированием цен занималось самоуправление. Теперь регулятор будет не определять расценки, а устанавливать предельную цену. Фирма может сама решать, по какой цене продавать услугу водоснабжения, но эта цена не должна превышать установленный предел.

До тех пор, пока фирмы не обратятся за согласованием новых цен, будут действовать прежние расценки. Возможно, некоторые предприятия не будут обращаться в Департамент конкуренции еще пять-шесть лет.

Аналогичная ситуация сложилась и в энергетическом секторе. В 2003 году в этой сфере были изменены основы регуляции, но некоторые предприятия продавали электроэнергию по старой цене еще три-четыре года.

Разумеется, если какая-либо фирма сочтет, что нынешняя цена на услугу слишком низкая и не покрывает расходов, у нее есть право обратиться к нам. Департамент конкуренции установит, является ли ходатайство обоснованным.

Станет ли теперь сам Департамент конкуренции более влиятельным государственным учреждением?

Значение этих перемен слишком преувеличено. Уже сейчас мы ведем работу, направленную против картельных сговоров в энергетике, связи, железнодорожном сообщении и сфере почтовых услуг.

Сейчас мы занимаемся согласованием цен только крупных предприятий теплоснабжения, а при вступлении нового закона в силу начнем согласовывать цены для всех своих предприятий. Уже сейчас их оборот составляет 85-90 процентов всего экономического сектора. К ним прибавятся еще и мелкие фирмы, влияние которых на экономику невелико.

Сколько всего мелких предприятий теплоснабжения прибавится?

По нашим оценкам, всего в Эстонии действуют 250 таких предприятий, из них 50 уже сейчас регулируются нами. Следовательно, добавятся еще около 200 фирм.
Мы провели анализ формирования прибыли мелких предприятий на основании представленных нам заявлений и жалоб. Можно сказать, что преобладающая часть из них имеет разумную прибыль, однако есть и такие фирмы, где прибыль необоснованно велика.

История закона

• Закон об установлении ценовых ограничений для монополий был инициирован в октябре прошлого года Партией реформ, IRL и Партией зеленых. Авторы закона — члены IRL Урмас Рейнсалу и Кен-Марти Вахер.

• Среди прочего закон расширяет функции надзора Департамента конкуренции по регулированию ценообразования предприятий и снижает роль само­управлений.

• 17 июня этого года закон был принят в Рийгикогу.

• 30 июня президент Тоомас Хендрик Ильвес не провозгласил закон, в основном, из-за того, что закон оставлял правовой пробел примерно в полгода, когда ценообразование предприятий водоснабжения никем не будет контролироваться и цены могут назначаться самими предприятиями.

• 2-3 августа Рийгикогу на внеочередном заседании принял закон в обновленном виде с учетом критических замечаний президента. Закон должен вступить в силу 1 ноября.

Источник: Рийгикогу, Postimees

МНЕНИЕ

Март Лаар,
IRL

Закон об установлении ценовых ограничений для монополий позволит избежать очередного повышения коммунальных расходов и даст возможность реально влиять на монополии.

Принимая во внимание последнее повышение цен, необходимость в этом законе очевидна. Вероятно, президент должен быстро провозгласить антимонопольный закон. Это позволит значительно снизить цены на воду в Таллинне уже в следующем году.
---------------
Калев Калло,
Центристская партия

При вступлении антимонопольного закона в силу часть предприятий водоснабжения обязательно повысит цены на свои услуги.

Нет уверенности в том, что в некоторых местах цена на воду снизится, поскольку инициаторы выстроили свою кампанию на блефе и основанных на реальных фактах анализов нет. Сейчас любое предприятие водоснабжения может обосновать свою цену для Департамента конкуренции, а у него нет необходимых данных для того, чтобы не принять ее.
---------------
Урмас Клаас,
Партия реформ

Мы (Партия реформ. — Ред.) считаем, что данный закон окажет давление на предлагаемые монополиями цены на услуги.

Партия реформ хотела бы видеть четкий и реальный финансовый эффект для потребителей в виде снижения цен на электричество и теплоэнергию — в соответствии с уровнем, не превышающим обоснованных расходов на производство и разумную продуктивность.

Ключевые слова

Наверх