В копеечку влетела женщине, вернувшейся из-за рубежа в Эстонию, транспортировка приобретенного в США автомобиля.
Как автомобиль из-за океана получал прописку в Эстонии
Прожив 15 лет в Соединенных Штатах и Канаде, в 2011 году Мерит Вентонен вернулась в Европу, в Финляндию – там у ее мужа была работа. Пара перевезла на свое новое место жительства все имущество, в том числе и автомобиль Toyota Highlander. Первая запись в регистре дорожного движения, а также первая дорожная страховка на территории Европы были оформлены еще в Финляндии.
Поскольку менее чем через год супругу Вентонен пришлось по работе уехать в Канаду, женщина перевезла свой любимый автомобиль в Эстонию и поставила его в гараж. Вскоре жизнь на несколько стран ей надоела и в нынешнем году женщина, наконец, решила обосноваться в Эстонии. И тут ей пришлось вступить в разборки с Эстонским фондом дорожного страхования (LKF), фирмой-инкассо и Департаментом шоссейных дорог.
Пропавшее извещение
«Все, что со мной произошло, наводит на мысль, что в Эстонии человеческое отношение и объяснение сути проблемы человеку, оказавшемуся в бюрократической ловушке, забыты, осталось только желание заработать как можно больше денег, сделать выговор и погрозить вам пальцем», – такой вывод сделала она для себя после истории с оформлением в Эстонии свидетельства о регистрации транспортного средства.
Как рассказала Вентонен, в Финляндии во всех учреждениях ей всячески помогали в том, чтобы автомобиль отвечал всем местным требованиям. «Автомобиль состоял на учете в Финляндии, в Эстонии в гараже он простоял где-то пару лет. И только осенью прошлого года мы решили перевести автомобиль в эстонский регистр дорожного движения», – вспоминает она предысторию своих мучений.
В Департаменте шоссейных дорог Вентонен сказали, что поскольку речь идет об американском автомобиле, надо сделать первичную запись в европейском регистре дорожного движения.
«Я была поражена. Спросила только, почему же первичную. Неужели Финляндия уже не Европа? Я сделала запрос в соответствующий департамент Финляндии, и они там только подивились тому, зачем в Эстонии вновь была сделана первичная регистрация», – рассказывает она.
Вентонен уже стала подумывать о том, а не продать ли автомобиль, однако к этому моменту автомобиль находился в финском регистре уже два года. Действующие по ту сторону залива правила разрешают продать ввезенный из США автомобиль только через три года после занесения его в регистр.
Поэтому Вентонен вернулась к идее зарегистрировать автомобиль в Эстонии. Поскольку лето прошлого года женщина провела в Эстонии пока еще, так сказать, в качестве гостя, с наступлением осени она вернулась в Канаду. Чтобы автомобиль получил наконец в Эстонии регистрационное свидетельство, все хлопоты по этому вопросу она перепоручила своей подруге.
В октябре прошлого года стараниями подруги автомобиль Вентонен получил эстонский номерной знак. В феврале нынешнего года подруга случайно заглянула в почтовый ящик квартиры Вентонен (на нем, кстати, имелась надпись, что владелец квартиры в Эстонии не проживает – Р.В.) и, обнаружив там неприятное извещение, тут же позвонила Мерит в Канаду. «Она сказала, что меня разыскивает инкассо-фирма», – вспоминает Вентонен.
Однако до того, как инкассо-фирма отправляет письмо с требованием оплаты задолженности за дни, в течение которых автомобиль стоял без страховки, должно было прийти извещение от LKF, которое могло бы уберечь хозяйку авто от дальнейших неприятностей. По утверждению женщины, в ее почтовый ящик (а также на адрес э-почты) не поступало ни одного подобного извещения.
По словам руководителя LKF Марта Йессе, их практика показывает, что клиенты не обращают особого внимания на первичное извещение и, как правило, начинают действовать, только получив требование от инкассо-фирмы.
«По нашим данным, извещение было отправлено, но поскольку адресат не расписался в получении письма, то, да, подтверждения, что клиент получил письмо, у нас нет. В любом случае, почтальон письмо в почтовый ящик положил, и обратно оно к нам не приходило», – пояснил он.
Несколько вариантов
Подруга Вентонен, обнаружив в феврале извещение инкассо-фирмы, сделала то, что не было сделано при внесении автомобиля в регистр, – оформила договор о дорожном страховании. До октября нынешнего года внесенный в регистр автомобиль мог иметь так называемую нулевую страховку, то есть просто договор со страховой фирмой без прилагающегося к нему полиса. Такой вариант предусмотрен для владельцев автомобилей, которые машиной не пользуются. Другой и по-прежнему остающийся в силе вариант предполагал бы временное исключение автомобиля из регистра дорожного движения.
Почему Вентонен об этом не знала? Потому что извещение LKF не было ею получено. По словам Йессе, владелица автомобиля после внесения соответствующей записи в регистр в Финляндии безусловно должна была знать, что страхование автомобиля является обязательным и в Эстонии.
«Не надо смотреть на эстонское государство свысока, будто это какая-то пещерная страна, – заметил Йессе. – Правда, есть страны, в которых автомобиль невозможно внести в регистр без предварительного заключения договора о страховании. В Эстонии с этим несколько свободнее, но это не означает, что здесь можно не обращать внимания на закон – обязанность заключения договора дорожного страхования определена законом, обязанность заключения договора не зависит от получения или неполучения извещения от LKF».
Чиновник: автовладелец неправильно понял
По словам руководителя технического отдела Департамента шоссейных дорог Юрго Вахтра (на фото), перевезенный из США в Финляндию автомобиль был зарегистрирован как имущество переселенца на внутригосударственных условиях Финляндии.
«В Эстонию транспортное средство прибыло в сентябре 2013 года и было зарегистрировано также как имущество переселенца. Само транспортное средство не соответствует европейским требованиям, но поскольку, судя по таможенным документам, предъявляемые к переселенцу требования были выполнены, с учетом этого применены более мягкие требования в отношении занесения его в регистр дорожного движения», – пояснил он.