Тынис Меристе: сланцевая зола настолько же «опасна», как и цемент

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Турбинный зал Ируской электростанции.
Турбинный зал Ируской электростанции. Фото: Liis Treimann

Эстония — одна из немногих стран, где возникающая на тепловых электростанциях зола юридически причисляется к опасным отходам. Зато во многих других странах, которые используют фоссильные виды топлива, таких, как, например, Германия, США, Голландия, Испания, Польша или Финляндия, зола опасной не считается. Наоборот, ее рассматривают, как ценное сырье. Из-за схожих свойств, золу повсеместно используют в качестве заменителя цемента, поскольку с экономической точки зрения зола — более дешевое сырье, пишет в блоге Тынис Меристе, руководитель по развитию службы окружающей среды Eesti Energia.

Ярлык, говорящий об опасных отходах, создает бюрократические препятствия для продавцов золы, но, в первую очередь — именно для покупателей. Если при повторном использовании так называемых обычных отходов у потребителя должно быть разрешение на обращение с отходами, то при реализации сырья, являющегося опасным отходом, для покупателя сопутствуют и другие виды делопроизводства, необходимые для получения лицензии на обращение. Поэтому ярлык «Опасные отходы» отталкивает потенциальных клиентов не просто на уровне эмоций, но и по причине сопутствующей значительной бюрократии. А возможности для экологичного использования золы остаются в большей мере неиспользованными. 

В то же время, результаты исследований REACH подтверждают, что нашу золу можно использовать в качестве сырья и продавать за пределами Эстонии. Зола — это очень разносторонний материал, который может найти применение по всему миру как в дорожном строительстве, цементной промышленности, строительстве, так и в сфере рекультивации территорий, где велась добыча. Для этих и других целей годятся как угольная, так и сланцевая зола. 

Зола как строительный материал 

Зола, которая возникает в сланцевой промышленности Eesti Energia, больше всего сейчас используется при производстве цемента. Уже в течение многих лет партнером электростанций является компания Kunda Nordic Tsement. В Кунда производится так называемый сланцевый портланд-цемент, который почти на 30% состоит из сланцевой золы. Этот цемент, например, обладает большей морозоустойчивостью. При помощи сланцевой золы построены Таллиннская телебашня, труба электростанции «Иру» и здания электростанции в Сосновом Бору. Сланцевая зола, как составная часть сухих смесей, «участвовала» и в создании других зданий и сооружений в окрестностях. 

В Германии зола фоссильных топлив применялась при строительстве ансамбля офисных зданий «Кастор и Поллукс» во Франкфурте. Самая высокая из башен-близнецов, названных по именам сыновей короля Спарты, достигает в высоту 130 метров, а самая низкая башня - «всего» 95 метров. 

Башни построены на бетонных плитах, в состав которых входит 40% золы и 60% цемента. Зола применялась и при создании находящейся в испанском Мадриде 171-метровой башни «Пикассо». В Голландии и Японии применяется так называемый самоуплотняющийся бетон, в составе которого также имеется зола. Башня охлаждения, или градирня, немецкой электростанции в городе Нидераусен — это одно из крупнейших строений в мире, при создании которого также использовался портланд-цемент, содержащий золу. Диаметр охлаждающей башни — 86 — 136 метров, а высота — 200 метров. 

Мосты, порты и плотины — это объекты, в которых, вероятно, чаще всего используется зола фоссильных топлив. Для таких сооружений нужна стабильная почва и в этой области наряду с цементом, а порой и вообще вместо цемента используется именно зола фоссильных топлив. В Дании, например, зола использовалась для создания моста между островами Зеаланд и Фунен, длина этого моста составляет 6,7 километров, а ширина — 31 метр. А во Франции ее использовали для строительства плотины «Пулорен» в Лозере, высота этой плотины равна 73 метрам, а ее длина — 220 метров. 

В Эстонии мы недавно достигли промежуточного финиша в продолжавшемся несколько лет проекте OSAMAT, где использование сланцевой золы применяется в дорожном строительстве. В Ляэне-Вирумаа смесь золы Нарвских электростанций Eesti Energia и цемента применялась в качестве связывающего вещества для подготовки торфяного слоя почвы глубиной до четырех метров на полукилометровом участке шоссе Симуна — Вайату. Таким образом была масс-стабилизирована почва под участком дороги. Ученые будут мониторить участок дороги до 2016 года. Предположительно, этот проект через пару десятков лет вновь откроет возможности для использования золы при строительстве шоссе в Эстонии. 

Несправедливый ярлык тормозит 

Это лишь несколько примеров того, насколько сланцевая зола, которая у нас относится к опасным отходам, на самом деле является полезным и ценным сырьем. Нужно учитывать, что у каждой золы имеются свои определенные нюансы и особенности, поэтому важно проводить исследования и испытания, чтобы найти для этого ценного сырья подходящие сферы применения. Концерн Eesti Energia сотрудничает в области исследования золы как с Таллиннским техническим университетом, Тартуским университетом, так и с несколькими другими научными организациями. Без сомнения, избавление от ярлыка опасного отхода помогло бы расширить возможности использования сланцевой золы в Эстонии. 

Зола как отход, конечно, сегодня приносит государству дополнительные доходы от налогов – например, концерн Eesti Energia в прошлом году заплатил плату за загрязнение от золы в размере более 16 миллионов евро – но расширение возможностей использования золы может в общей сложности дать еще больший экономический эффект вдобавок к бережному отношению к ресурсам. 

Ключевые слова

Наверх