Отражение. Место встречи изменить нельзя

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Сергей Трофимов «День за Днем»

В августе 1944 года на Синимяэ прошли бои, вошедшие в историю, как одни из самых кровопролитных за всю Вторую мировую войну. Всего за несколько дней обе стороны понесли потери почти в 200 тысяч человек. И хотя с тех пор прошло уже 66 лет, покоя эти места так и не обрели.

Каждый год вполне легально, но под жестким контролем и при тщательном отборе желательных и нежелательных посетителей тут собираются ветераны 20-й дивизии СС, а также их сторонники, почитатели и противники. Так было и 31 июля этого года. С одной стороны собрались антифашисты: активисты «Ночного дозора» и организации «Мир без нацизма», с другой – ветераны, воевавшие под знаменами немецкой армии, представители Кайтселийта, местной власти, парочка депутатов Рийгикогу, так называемые общественные деятели, отметившиеся радикальными взглядами, и молодые парни и девушки, входящие в состав или поддерживающие идеи клубов поклонников Эстонского легиона и друзей 20-й дивизии. Последние заслуживают особого внимания, поскольку с каждым годом их появляется все больше и больше, они хорошо организованы, имеют связи с аналогичными зарубежными организациями и приходят на Синимяэ не в качестве массовки, а по убеждению.

На подступах к холмам Синимяэ

Ко дню поминовения готовились основательно. Это относится не только к тем, кто пришел чествовать ветеранов, воевавших на стороне немецкой армии, но и к антифашистам, развернувшим акцию протеста на подступах к мемориальному комплексу, и к правоохранительным органам. Еще ранним утром подъезды к Синимяэ оказались заставлены полицейскими и штатскими машинами. Трудно сказать точно (КаПо организация закрытая и официальных данных о количестве ее сотрудников нет), но со стороны создалось впечатление, что в тот день большая часть ее штата была направлена в Ида-Вирумаа.

Если говорить о безопасности, то обеспечивали ее несколько «родов войск»: полиция, КаПо, команда «К», специально нанятые сотрудники частных охранных фирм и люди в черных и белых рубашках с вышитой на воротнике символикой 20-й гренадерской ваффен-дивизии СС. Именно они определяли, подпускать ли к месту проведения мероприятия представителей российской и русскоязычной прессы, а также кому открыть или отказать в доступе из числа, назовем их так, зрителей.

Не остались незамеченными и машины с большим количеством антенн, которые тут же были идентифицированы присутствующими как «глушилки мобильной связи». Кстати, с последней на месте действительно было не все в порядке, и дозвониться из-за пределов Синимяэ было практически невозможно.

СМИ уже сообщили о том, что митинг поклонников СС и акция протеста антифашистов, которые все же получили разрешение развернуть плакаты на Синимяэ, но находились на изрядном отдалении от мемориала, прошли спокойно. В том смысле, что ни драк, ни даже словесных перепалок не было. Все, что одни думали о других, было сказано в официальных речах, и охарактеризовать это можно одним словом: непримиримая ненависть.

Смотрите, но рта не открывайте

Основные мероприятия должны были начаться в 11.00, но уже с девяти утра на месте кипела жизнь. Антифашисты во главе с «Ночным дозором» и рядом других организаций подтянулись к 9.30 на нескольких автобусах из Таллинна, Ида- и Ляэне-Вирумаа, а также Латвии. На самом деле людей должно было собраться больше, но борцов с современным фашизмом из Финляндии не пустили в Эстонию совсем, перехватив на границе и сообщив, что они попали в так называемые «черные списки» и пока находиться на территории нашей страны не могут.

Один автобус антифашистов остановили на эстонско-латвийской границе, провели техосмотр и не разрешили въезжать из-за подозрительных масляных пятен на капоте. Чтобы забрать хотя бы часть людей, организаторам акции протеста на место пришлось направлять еще одну машину. Но несколько человек так и остались за кордоном.

«Виновники торжества» тоже начали собираться заранее. Подступы к мемориальному холму огородили. По сути, чтобы попасть к памятнику, нужно было пройти через два КПП: у парковочной зоны и перед основной лестницей, ведущей к мемориалу. Как рассказали корреспонденту «ДД» журналисты с российского «Первого канала» и «России», еще на границе с их паспортов сняли копии, а на вопрос «зачем?» сказали: «Вы же на митинг едете!», но к мемориалу российских телевизионщиков пропустили, хотя тоже внимательно изучили документы.

Не без проблем пробились к месту встречи ветеранов и местные журналисты. Так, представитель «Комсомольской правды в Северной Европе» битый час вынужден был напоминать организаторам о том, что никто не имеет права препятствовать прессе в получении информацию.

Впрочем, внутри можно было только снимать и слушать, поскольку любая попытка взять интервью у ветерана приводила к появлению тех самых молодых мужчин в черных рубашках, которые настойчиво просили оставить пожилого человека в покое, а особо бойкие участники действа гневно сообщали, что с русской прессой здесь общаться не собираются.

Несколько слов согласился сказать журналистам старейшина Ида-Вируского уезда Рихо Брейвель, но свернул интервью после того, как некая дама, позже переводившая речь представителя латвийской националистической интеллигенции, выпалила: «Почему тут говорят по-русски. По-русски говорите там», – и указала в сторону дороги, за которой митинговали антифашисты.

По плану мероприятия акция протеста противной стороны должна была проходить под плакатами с изображением жертв фашизма и под музыкальное сопровождение. Но полиция попросила сделать музыку потише и не мешать собравшимся на горке легионерам, пригрозив разогнать митинг. Вопросы: насколько потише и какие нормы звука установлены в подобных случаях – остались без ответов, так что музыку просто выключили.

Пришлось ограничиться установкой растяжек. Часть митингующих одели в робы узников концлагерей. Лозунги «Фашизм не пройдет!» остались незамеченными на горе, хотя одно слово заставило всех обернуться. Аккурат в разгар мероприятия, когда почитатели легионеров только-только возложили венки к памятным доскам, из леса донеслось отчетливое: «Фашисты!!! Фашисты!!!».

Речи пламенные, откровенные

А тем временем на Синимяэ подошло время речей. Священник прочел молитву и предложил вспомнить всех павших. Представитель Кайтселийта пламенно призывал искать правду и справедливость, поскольку Эстония может быть свободной, только если будет сказано все о причинах начала той войны. Пока же те, кому есть что скрывать, не открывают архивы, а значит, над страной продолжает нависать угроза.

Известный борец с коммунизмом Юри Лийм, говорил о русских, приехавших после войны, которых нужно отправить на родину, припомнил события «бронзовой ночи» и отметил, что протестующие по ту сторону дороги антифашисты – это враги, от которых нужно избавляться.

Представитель Латвии поблагодарил эстонцев за положительный пример со сносом «бронзового Алеши», сказал, что в Риге коммунистических памятников еще много и от них обязательно избавятся.

А депутат Рийгикогу, постоянный участник дней памяти на Синимяэ Тривими Веллисте поблагодарил ветеранов и призвал запретить прессе говорить о том, почему Эстония в 1939 году не оказала ожесточенное сопротивление советским оккупантам. Дескать, люди, и в Финляндии тоже, верили, что Сталин не нападет, но он напал, а для Эстонии политика непротивления позволила сохранить много жизней.

И все вместе призывали признать ветеранов 20-й дивизии СС борцами за свободу, поскольку именно за свободу Эстонии они боролись как со Сталиным, так и с Гитлером, делившими в свою очередь Европу. Прибалтийские же страны вместе с другими странами Европы просто оказались свидетелями и пострадавшими от этих двух тиранов.

Ветераны сидели на скамейках, кто-то дремал, кто-то просто грелся на солнышке, кто-то слушал. Зато молодые парни и девушки, которых на мероприятии было достаточно много, внимали каждому слову и соглашались, перелистывали книги (которые раздавали тут же) о подвигах эстонских мужчин, сражавшихся за свободу Эстонии под фашистскими знаменами, и поправляли на себе футболки с агитационными картинками времен Второй мировой войны или с изображением памятника, установленного, а потом убранного в Лихула.

После мероприятий антифашисты возложили цветы и венки к памятникам павшим в Великой Отечественной, а легионеры и их продолжатели мирно общались у походной кухни на высотах Синимяэ, где в августе 1944-го погибли около 200 тысяч человек.
 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх