«Параллельно мы сейчас проводим мониторинг, работают комиссии – на всякий случай, потому что изменений на законодательном уровне пока нет. И если в Рийгикогу этот вопрос не будет решен, тогда мы обязательно вернемся к нему», – рассказал Летт.
Действительно, правительство 20 октября официально предложило Рийгикогу изменить Закон об охране правопорядка, и теперь этот законопроект в парламентском производстве.
«Сейчас пока нет информации, когда законопроект впервые предстанет перед правовой комиссией. Таким образом, невозможно прогнозировать, когда проект закона достигнет последнего чтения», – прокомментировал руководитель Рийгикогу по коммуникациям Урмас Сеавер, напомнив, что законопроект должен пройти три чтения.
Именно непредсказуемостью действий Рийгикогу мэр Нарвы Эдуард Эаст 23 октября объяснял членам горсобрания, почему местный запрет все-таки следует принять: «На решение парламента мы не можем влиять». Никто в итоге не проголосовал против.
Отдельный вопрос – контроль за исполнением. В Нарвском отделении полиции «Северному побережью» дали понять, что в складывающейся правовой ситуации полицейские едва ли смогут помочь, когда кто-то в Нарве пожалуется на распивающих лиц.
«Когда постановление вступит в силу, мы окажемся, конечно, в сложном положении, – признает руководитель отделения Сергей Андреев. – Закон об охране общественного порядка говорит о том, что самоуправления могут делать свои ограничения, но ограничения только на детских площадках или дорожках легкого движения (т.н. велодорожки. – прим. ред.). Если мы какого-то человека в общественном месте накажем, нам придется защищать в суде именно постановление горсобрания. Думаю, полиция на это не пойдет, потому что постановление сейчас противоречит закону».
Андреев считает, что Нарве придется, следуя Закону об организации местных самоуправлений, привлекать своих чиновников, чтобы наказывать нарушителей, а потом защищать правомочность этих действий в суде. Полиция сможет отреагировать лишь в случаях, когда общественный порядок действительно нарушается, а не происходит просто распитие на лавочке пива.
«Я говорил об этом, – вспоминает Андреев, как разрабатывался местный запрет. – Но самоуправление решило пойти таким путем, чтобы принять данное постановление».