Несколько лет назад у Tallinna Sadam – Таллиннского порта – родилась идея: почему бы не расширить сферу деятельности?! Портовый бизнес – дело хорошее, но он имеет свои пределы, к тому же всегда существует риск, что потоки российских грузов сократятся, а то и вовсе иссякнут.
Айвар Ыэпа: план Партса и кусочек колбаски для Леэдо
Национальное судоходство нужно развивать (напомним, что Tallinna Sadam является государственным предприятием). Заказывает же государство, к примеру, каждую зиму ледокол. Возможно, именно после покупки осенью 2012 года ледокола у Tallinna Sadam и родилась идея стать собственником паромов, курсирующих между островами.
Идея была вполне оправданной, ведь кому бы ни принадлежали паромы, Вячеславу Леэдо, Олаву Мийлю или кому другому, деньги за фрахт судов текут мимо государственной казны. А если паромы будут принадлежать государственному предприятию, то часть дотации вернется в госказну в виде дивидендов. И какая бы партия ни находилась у власти, поступление денег в госказну при таком раскладе гарантировано. Поэтому нетрудно прийти к консенсусу.
Как только причастные к делу сочли идею разумной, в том числе тогдашний министр экономики Юхан Партс (IRL), приступили к ее реализации. Первый план, названный соратниками по IRL «планом Партса», воплотить в жизнь не получилось. Полтора года Партс вел переговоры с Олавом Мийлем. В подобных делах государство не может просто взять и согласиться на цену, запрошенную продавцом.
В ноябре прошлого года Партc распорядился, чтобы Tallinna Sadam наладил бизнес с Мийлем, но фирма Väinamere Liinid (дочернее предприятие компании Saaremaa Laevakompanii – прим. перев.) через суд добилась приостановки этого распоряжения. К тому моменту как министром экономики и инфраструктуры стала Урве Пало, в министерстве пришли к определенным выводам. Во-первых, уяснили, что нужно непременно проводить тендер. Во-вторых, сообразили, что и при этом можно сделать так, чтобы суда достались государству (госпредприятию). Задумано – сделано.
Ошибается тот, кто думает, что Tallinna Sadam горит желанием оперировать паромным сообщением или выдавить Вячеслава Леэдо (председателя правления Saaremaa Laevakompanii) из пролива Вяйнамери. Tallinna Sadam, т.е. государство, хочет иметь в своем распоряжении суда, т.е. обеспечить поступление денег. Оперировать судами может кто угодно, точнее тот, с кем удастся договориться.
Это может быть, к примеру, фирма Väinamere Liinid. Если Вячеслав Леэдо будет оперировать судами, принадлежащими Tallinna Sadam, то вряд ли кусок колбасы на его бутерброде будет таким же толстым, как сейчас, но даже если кусок будет потоньше, колбаса останется колбасой.
И все так же будут курсировать паромы.