Cообщи

От российского паспорта отказался, эстонский получить не может

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Представитель Департамента гражданства и миграции ставит в письме Вадима в известность, что не обнаружено обстоятельств, на основе которых ему могут отказать в предоставлении эстонского гражданства.
Представитель Департамента гражданства и миграции ставит в письме Вадима в известность, что не обнаружено обстоятельств, на основе которых ему могут отказать в предоставлении эстонского гражданства. Фото: репродукции

В четверг правительство вынесло решение не предоставлять эстонское гражданство бывшему российскому гражданину по той причине, что в его биографии есть короткий эпизод службы в армии иностранного государства. То обстоятельство, что в 1989 году он был уволен из Советской армии за демократические взгляды, во внимание принято не было.

Девять лет назад Вадим (49), бывший журналист, занявшись бизнесом, вместе с женой и двумя детьми пере­ехал по приглашению друзей из Санкт-Петербурга в Эстонию. Он считал, что в путинской России он не может свободно жить и воспитывать детей.

Младшая дочь София пошла в эстонский детсад, старшая Кристина – в эстонскую школу. Вместе с деловым парт­нером Вадим стал заниматься печатным бизнесом, начало которому было положено еще в Питере. Семья решила, что хочет остаться в Эстонии.

Уволили из-за выступления на митинге

С момента переезда в прошлом году исполнилось восемь лет. Именно после этого срока можно ходатайствовать об эстонском гражданстве. Вадим и его жена Елена сдали экзамен на знание эстонского языка, детям сдавать его не пришлось, т.к. обе девочки учатся в эстонской школе.

Вадим и старшая дочь Кристина прекрасно справились и с экзаменом на знание Конституции и Закона о гражданстве, абсолютно правильно ответив на все вопросы.

Одним словом, семья выполнила все требования, предъявляемые к желающим получить эстонское гражданство, и год назад подала соответствующее ходатайство.

Еще в самом начале глава семейства получил ответ из Департамента гражданства и миграции, что служба в армии, пусть даже в течение короткого времени, может стать препятствием для получения гражданства. Дело в том, что Вадим после получения удостоверения штурмана в 1988-1989 годах работал в Таллинне в Минной гавани.

Карьера военного оказалась недолгой, т.к. в начале 1989 года молодой лейтенант вступил в Свободную демократическую партию России, первую независимую российскую партию. Как свободный демократ он поддерживал отношения с Партией национальной независимости Эстонии (ПННЭ).

Когда в июне молодой лейтенант в гражданской одежде выступил на одном из митингов ПННЭ, разговор с ним на военной морской базе в Таллинне был коротким: Вадима и его друга грузина уволили «за несоответствие занимаемой должности».

«Я вернулся в Петербург и стал работать журналистом в независимой газете», – вспоминает Вадим.

До 2001 года Вадим, не раз писавший об Эстонии, лесных братьях, народности сету, дважды бравший интервью у Леннарта Мери, верил, что Россия станет демократической страной и он внесет в этот процесс свою лепту.

«Но к власти пришел Путин, и с той журналистикой, какой она должна быть, было покончено, – рассказывает Вадим. – Вместе с партнерами в Эстонии я занялся бизнесом».

Прошло несколько лет, и Вадим понял, что его надеждам, связанным с Россией, не суждено сбыться. Как и многие его друзья и родственники, он решил уехать. Эстонские партнеры и друзья уговорили Вадима переехать вместе с семьей в Эстонию.

«Мне очень нравится в Эстонии. Когда сейчас мы смотрим российские новости, дочь говорит, как хорошо, что мы оттуда уехали», – говорит Вадим.

Предлагают серый паспорт

Однако летом Вадим был несколько обескуражен тем, что эстонское государство не хочет признавать его своим. Еще весной он получил из Департамента гражданства и миграции справку, что, насколько известно, препятствий, которые помешали бы ему стать гражданином Эстонии, все-таки не существует.

Друзья Вадима, поддержав его ходатайство, направили письмо тогдашнему министру внутренних дел Кену-Марти Вахеру (IRL). Его подписали Эве Пярнасте, Лагле Парек, Валерий Калабугин и многие другие. В июле Вадим (как и все члены его семьи) получил подтверждение, что его прошение о выходе из российского гражданства удовлетворено. Теперь оставалось лишь ждать решения эстонского правительства о предоставлении нового гражданства.

«На основании этого письма у Вадима возникло оправданное ожидание в отношении получения эстонского гражданства, и на этом основании он был освобожден от российского гражданства», – сказал присяжный адвокат Андрес Алас, представляющий интересы Вадима.

А в августе Вадим получил из Департамента гражданства и миграции письмо, в котором его извещали, что получение им эстонского гражданства, по сути, исключено. И вот в четверг правительство приняло решение: в предоставлении гражданства Вадиму отказать. К счастью, его жена и дочери получили эстонское гражданство и, имея паспорт граждан Евросоюза, уже съездили к родственникам в Лондон. Глава семейства мог лишь помахать рукой вслед самолету.

Вадим, четверть века считавший себя патриотом Эстонии и четыре месяца живущий, не имея гражданства, документов, кроме карточки вида на жительство и водительских прав, недоумевает, почему так получилось.

«Да, мне обидно», – признается Вадим, добавляя, что это не означает, что, разочаровавшись в Эстонии, он захочет

уехать из страны. «Мне предлагают взять серый паспорт, но я его не хочу, я хочу иметь пас­порт гражданина Эстонии». Теперь Вадим собирается обратиться в суд.

Герой этой статьи – далеко не первый человек, которому не дают эстонское гражданство из-за его военного прошлого. Как гласит 21-я статья Закона о гражданстве (часть 1-я, пункт 6-й) в предоставлении гражданства отказывают лицу, которое служило в качестве кадрового военнослужащего иностранного государства, было уволено в запас или ушло в отставку.

«Правительство, вынося решение, имеет право взвесить его, но у правительства связаны руки, т.к. Закон о гражданстве запрещает предоставлять гражданство в таких случаях», – объясняет Кен-Марти Вахер, во время пребывания которого на посту министра внутренних дел Вадиму дали надежду на получение гражданства.

Аргументы присяжного адвоката

Министерство внутренних дел Эстонии через пресс-секретаря сообщило, что Закон о гражданстве в его нынешнем виде не предоставляет правительству пространства для маневра при принятии решения.

На запрос Postimees в МВД повторили, что правительство, принимая решение, исходило из 21-й статьи, части 1-й, пунк­та 6-го Закона о гражданстве. В статье сказано также, что гражданство не предоставляется и супруге, прибывшей в Эстонию в связи с направлением военнослужащего на место службы, выходом в запас или в отставку.

Как заметил адвокат Вадима, в законе говорится о времени и причине приезда супруги в Эстонию. Логично предположить, что такой же подход должен был бы применяться и к самому бывшему военнослужащему.

«С точки зрения Закона о гражданстве нынешнее пребывание Вадима в Эстонии никак не связано со службой в вооруженных силах иностранного государства, и он имеет право стать гражданином Эстонии!» – считает Алас.

«Он уехал из Эстонии сразу же после демобилизации летом 1989 года, и на этом его связь с вооруженными силами иностранного государства оборвалась. В Эстонию он вернулся как частное лицо, его никто не направлял на место службы, не зачислял в запас и не увольнял в отставку», – добавляет присяжный адвокат.

Наверх