/nginx/o/2014/09/30/3392415t1h6d4d.jpg)
В середине октября Норвежский парламент ввел обязательную воинскую повинность для женщин. Закон начинает действовать с первого января 2015 года, а первые призывницы пополнят ряды норвежской армии летом 2016-го.
Часть эстонских политиков и общественных деятелей восприняла эту новость с энтузиазмом и стала примерять норвежский опыт к эстонским реалиям. На тему о роли женщины в современной армии уже высказались министр обороны Свен Миксер, бывший министр обороны Урмас Рейнсалу, эксперт по вопросам равноправия полов Барби Пильвре и другие.
При этом звучали два основных аргумента «за». Во-первых, в условиях сложной внешнеполитической ситуации, учитывая демографическую ситуацию, только мужчинами эстонская армия обойтись не может и нецелесообразно оставлять в стороне половину населения страны.
Во-вторых, современная армия предоставляет множество вариантов службы без непомерных физических нагрузок и поэтому деление по гендерному признаку на пригодных и непригодных к службе является неправильным.
На первый взгляд оба аргумента логичны и последовательны. Однако их основной недостаток заключается в том, что сейчас они не применимы к эстонским реалиям – то, что является логическим шагом в зажиточной стране процветающего феминизма, не всегда подходит обществу с укорененными гендерными стереотипами.
И даже если оставить в стороне технические моменты (на данный момент эстонская армия не располагает казармами, оборудованными для массового приема женщин), остро встает вопрос об отношении к службе в армии в эстонском обществе. Хотя и в Эстонии и в Норвегии отношения к службе в армии в целом положительное, а уклонение от службы не приветствуется, все же на бытовом уровне в нашей стране от перспективы нести срочную службу в восторге далеко не все.
А женщины – это и вовсе особая статья. Согласно исследованию агентства Saar Poll, проведенного по заказу Министерства обороны, почти 30 процентов жителей Эстонии считают, что женщины вообще не должны служить в армии. Несмотря на то что большинство (68 процентов) поддерживает добровольную службу женщин, только один процент мужчин и два процента женщин выступают за то, чтобы такая служба была обязательной. Это четкий сигнал о том, что эстонское общество не готово к столь радикальным переменам и, с большой долей вероятности, негативно их воспримет. Следовательно, цели таких преобразований (повышение обороноспособности и усиление социальной роли армии) достигнуты не будут.