ВРоссии появился новый антигерой — Сергей Гордейченко. Вряд ли кто в Эстонии слышал прежде фамилию человека, занимавшего до недавнего времени пост начальника управления лесного хозяйства по Московской области и Москве.
Арго Идеон: время рубить головы
Еще до начала паники, вызванной лесными пожарами, глава Мослесхоза отправился в отпуск и до сих пор из него не вернулся.
В понедельник президент Дмитрий Медведев, выступая перед телекамерами, обрушился с критикой на подобных чиновников. «Если не вернулся из отпуска, я думаю, нужно сделать так, чтобы он не возвращался, — сказал Медведев и добавил, что такие руководители лесных хозяйств, которые во время масштабных пожаров уходят в отпуск, не нужны. — Пусть отдыхают на Канарах».
После заявления Медведева гостелеканал «Россия» показал фотографию главы Мослесхоза, указав его фамилию, чтобы все знали, как выглядит этот нехороший человек. Так что Гордейченко уже освобожден от занимаемой должности.
Жара и лесные пожары, общий ущерб от которых, по оценке газеты «Коммерсантъ», оценивается в 15 млрд долларов, запустили машину Кремля.
Медведев и премьер-министр Путин практически все время в эфире: встречаются с местными жителями на месте событий, повышают компенсации, награждают медалями пожарных или, что, очевидно, больше всего по душе народу, снимают головы с плеч нерадивых чиновников.
О серьезности ситуации в России заговорили тогда, когда огонь стал угрожать стратегическим объектам: например, закрытому городу Сарову в Нижегородской области, где находится федеральный ядерный центр.
Головы полетели только тогда, когда в конце июля огонь ворвался на территорию авиатехнической базы ВМФ в Московской области. На заседании Совета безопасности, опять же перед камерами, Медведев объявил о наказании руководства базы ВМФ. Два высокопоставленных руководителя отделались предупреждением, нескольких уволили, не дожидаясь результатов расследования.
На фоне всех этих событий невольно вспоминается, как вело себя российское руководство ровно десять лет назад, когда 12 августа 2000 года в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск».
Сообщение о катастрофе настигло бывшего тогда президентом Путина во время его отпуска на Черном море, и он отнюдь не приказал готовить самолет, чтобы вернуться в Москву.
После несчастья с «Курском» головы руководства ВМФ остались на местах, большая чистка среди адмиралов была проведена лишь год спустя. Зато на этой неделе Путин лично сел за штурвал противопожарного самолета, чтобы потушить очаги возгорания.
В Эстонии недавно натворил немало бед шторм, который испанцы называют derecho, но пожары, обрушившиеся на Россию, намного страшнее по своим последствиям.
Тем хуже, что борьбе с огнем, кроме природных сил, мешает традиция российского государства, которую президент Медведев обозначил словом «бардак».