Помните посвященную выборам песню группы «Ленинград»? Ее главный герой тщательно готовится ко дню голосования: не пьет уже с утра, не нюхает ни ... и т.д., но когда наступает решающий момент, то голосует «против всех».
Арго Идеон: равнодушие
В России на выборах долгое время существовала и такая возможность, в какой-то момент ее исключили, но сейчас на муниципальных выборах опять узаконили. Можно сказать, что таким образом в российскую избирательную систему официально вписана возможность выразить в отношении происходящего просто полное равнодушие.
Не стану употреблять здесь то конкретное слово, с помощью которого наши соседи в народе его характеризуют (иногда его даже считают одной из основных черт этой национальности – в этом примерно столько же истины, как в анекдотах о необычайной медлительности эстонцев).
Во всяком случае в Эстонии равнодушие принято осуждать. Все, что помогает преодолеть равнодушие, является благом. Но так ли ужасно равнодушие?
Поразмыслив, понимаешь, что большую часть времени большинство людей проявляет полнейшее равнодушие к большинству мировых событий. Миллион проблем, забот, задач, но в сутках всего 24 часа, которые в основном заполнены обязательной программой. И равнодушие в отношении множества вещей означает не что иное, как наличие у вас определенных приоритетов.
У нас в Эстонии в избирательном бюллетене нет графы «против всех», поэтому отказ от участия в выборах – один из способов выразить свое к ним равнодушие. Это куда разумнее, чем портить бюллетень, поскольку такой жест создал бы дополнительную работу для других людей.
Не стоит возмущаться тем, что существуют люди, абсолютно не интересующиеся политикой. Весь народ проявляет интерес к ней лишь в переломные годы, которые были для нас, к примеру, в конце 1980-х и в начале 1990-х. Публично выступать и собирать подписи люди начинают лишь тогда, когда что-то идет неправильно.
Говорят, если ты не занимаешься политикой, то политика займется тобой. Но будет совсем неплохо, если человек почувствует себя защищенным, оберегаемым и свободным, а политику доверит другим. Сохранение времени – это настоящая привилегия. И прекрасна цель, чтобы однажды у всех появилась такая привилегия.
Услуги управления и руководства будут предоставляться роботами, как в мире «Культуры» Иэна Бэнкса, – трудно найти в литературе более утопическое описание общества благосостояния. Если уж лень породила множество изобретений, упрощающих жизнь человека, то почему бы не использовать и равнодушие на благо светлого будущего.