/nginx/o/2010/08/15/418333t1h14c3.jpg)
Аренда рабочей силы, которую Министерство социальных дел считает одним из методов увеличения трудовой занятости, в Эстонии практикуется намного меньше, чем в большинстве развитых стран. Осенью министерство собирается заняться этим вопросом вплотную.
В случае с арендой рабочей силы человек заключает трудовой договор с фирмой, которая в дальнейшем, так сказать, сдает его в аренду другим предприятиям. Это значит, что если арендующее предприятие, в которое направляется человек, временно не может предоставить тому работу, фирма-арендодатель может направить работника на какое-нибудь третье предприятие.
«Таким образом, для предприятия, пользующегося данной услугой, регуляция аренды рабочей силы является очень гибкой — она позволяет быстро адаптировать количество используемой рабочей силы к производственным объемам, — пояснил главный специалист отдела по развитию трудовой жизни Минсоцдел Марко Талур. — При этом работники имеют все гарантии, вытекающие из Закона о трудовом договоре».
Например, если предприятие, арендующее рабочую силу, в силу экономических трудностей станет неплатежеспособным, зарплату людям обязана выплатить та фирма, которая сдает рабсилу в аренду. По словам Талура, Минсоц дел считает аренду рабочей силы одним из методов увеличения трудовой занятости.
Диковинка для Эстонии
По разным оценкам, в Эстонии работают от 2000 до 3000 арендованных работников, сказал член правления Союза предприятий по аренде персонала Хейго Калдра, являющийся также исполнительным директором эстонского филиала фирмы Manpower, занимающейся арендой рабочей силы. По его словам, аренда рабочей силы в Эстонии распространена значительно меньше, чем в других странах Восточной Европы, не говоря уже о Северных странах, Западной Европе и США.
Лийз Неэмла уже полтора года работает секретарем в эстонском филиале фирмы программного обеспечения Oracle в качестве арендованного работника. Трудовой договор у нее подписан с фирмой-арендодателем Manpower, которая и платит ей зарплату. «Для меня нет особой разницы, подписан ли договор с Oracle или с Manpower», — сказал Неэмла и добавила, что не видит существенной разницы в работе по аренде и по обычному трудовому договору.
Когда Неэмла уходит в отпуск или берет больничный лист, Manpower посылает в Oracle замену. «Даже при каких-то неожиданных обстоятельствах они за пару часов находят замещающего работника», — сказала Неэмла.
В Эстонии системой аренды рабочей силы пользуются главным образом международные фирмы, отметил Калдра. Другим таким примером является технологическое предприятие Hewlett Packard, которое уже с середины 1990-х арендует эстонскую рабочую силу для заполнения разных должностей — от ассистентов до главных специалистов.
«Экономика циклична, и мы берем дополнительную рабочую силу в аренду в основном в горячие периоды, а также для осуществления разовых проектов», — пояснил руководитель эстонского филиала фирмы Март Энгельбрехт.
Гибкость и скорость
Из эстонских предприятий очень немногие пользуются арендованной рабочей силы. Например, представители Хаапсалуского завода по изготовлению дверей, Norma и Wendre считают, что работников с необходимыми навыками проще найти напрямую, чем через фирму-арендодателя.
Калдра не согласен с тем, что на должности, требующие специфических навыков, невозможно арендовать работников. По его словам, это миф, будто работа по аренде чем-то отличается от обычной. «Просто аренда работника обеспечивает большую гибкость и скорость», — пояснил он.
Калдра опроверг также мнение, будто в качестве арендованной рабочей силы нанимаются в основном неквалифицированные работники. «Через Manpower мы поставляем в основном специалистов среднего и высшего уровня, — сказал он. — У нас часто запрашивают специалистов по инфотехнологиям и бухгалтеров».
Эстонские фирмы-арендодатели рабочей силы приводят в пример Финляндию. Там для подобных предприятий действуют более мягкие законы, сказал Валло Нуутер, руководитель фирмы Nuvalo, которая уже пять лет поставляет рабочую силу из Эстонии в Финляндию. «Если у финнов нет работы для арендованного работника, тот просто сидит дома и ждет, и никаких проблем. А мы в Эстонии платим ему заработную плату во время простоя», — пояснил он.
По мнению Союза предприятий по аренде персонала, в Эстонии аренда рабочей силы требует законной регуляции. Сейчас она, по сути, ограничивается тем, что в Законе о трудовом договоре дается формулировка понятия «аренда рабочей силы». По мнению союза, в данном случае важно обеспечить то, чтобы при многократном продлении краткосрочного трудового договора он не превратился в бессрочный договор.
Изменить образ мышления
«Сейчас, если мы в третий раз отправляем человека куда-нибудь на работу, он должен остаться у нас на работе», — пояснил Калдра. Кроме того, союз хочет, чтобы данная сфера деятельности была лицензирована — это обеспечит благонадежность работающих в ней предприятий.
«Нужно, чтобы изменился образ мышления, — добавил Калдра. — Мы в союзе поражаемся тому, с каким жаром политики говорят о необходимости сделать рынок рабсилы более гибким и одновременно пренебрегают такой относительно простой возможностью как аренда рабочей силы». По словам Калдра, никто особо не хочет ни заниматься, ни разбираться в этой теме.
По мнению Минсоцдел, законодательство все-таки способствует развитию системы аренды рабсилы. «Подтверждением тому служит и Закон о трудовом договоре, который позволяет арендовать рабочую силу и дает формулировку этого понятия, — сказал Талур. — Однако мы считаем, что сама по себе система аренды рабсилы не может быть основой для повышения социальной защищенности работников».
Сейчас в Эстонии арендованные работники составляют менее одного процента от всех занятых людей.