Марина Скульская: мода следит за нами!

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Зеркала множат образы, и конца им нет.
Зеркала множат образы, и конца им нет. Фото: Михкель Марипуу

В прошлую субботу в художественном музее KUMU состоялась презентация книги историка моды Марины Скульской «Мода. Самое человечное из искусств».

Марина, наша землячка, уже много лет живет в Петербурге. Но для нее было очень важно представить свою книгу и на родине. Может быть, потому, что родина – это не просто слово, может, по той причине, что книга посвящена ее матери Елене Скульской – «близкому другу и прекрасной музе», а может, разгадка скрыта в названии. Ведь мода, как считает Марина, – это то, что дает нам шанс выжить, оставаясь людьми. И разрушает границы.

Все лишь бренды, тренды-бренды, ангел мой

Судите сами. «Лучшие бренды мира, легендарные дизайнеры и магазины, как ни странно, все еще сконцентрированы за рубежом, однако стараются они – по всей видимости – только для нас в вами, людей по-прежнему не равнодушных к моде. (…) Нам важно знать, какой цвет модные авторитеты считают актуальным в этом сезоне, советуют ли носить брюки со шпильками, брогами или кроссовками, разрешены ли еще джинсы, прилично ли выходить в свет в уггах, куда пойти в платье в пол. (…)

Мы разбираемся не только в трендах и брендах: мы внимательно следим за судьбами дизайнеров, потому что они нам все как родные. (…) А что в Европе?  Америке? Кто там следит за модой? Кому она интересна, кроме профессионалов? Судя по серой, совершенно безликой толпе – никому. Друзья, на нас вся надежда!  И мы точно не подведем: никогда нам не надоест заниматься шопингом с азартом Генриха Шлимана, искавшего Трою и верившего, что найдет ее во что бы то ни стало. (…) Мы будем обновлять гардероб бесконечно, при любой возможности, пока мир не рухнул окончательно», – обращается в предисловии автор к российской аудитории.  

Но только ли к российской? Если бы не слова «нам, россиянам», все это можно было бы отнести и к жителям Эстонии. Конечно, по обе стороны границы есть женщины, равнодушные к моде, но обычно в их число входят те, кто уже – познав все выси и бездны – перестали модой активно интересоваться, и те, у которых все еще впереди. И речь не о детях малых: многие – хотя бы теоретически – припадают к стопам этой богини уже в весьма преклонном возрасте. Потому что мода – это не только мода, но и философия, и история, и культура, и многое другое. То есть наше всё, просто смолоду это осознает не каждый.

Я спрашиваю Марину, как она считает – все ли должны следить за тенденциями? «Иначе невозможно, – отвечает она. – Мода все равно следит за нами. Раз мы общаемся с людьми, то в той или иной степени вовлечены в этот процесс слежения».

Калейдоскоп зарисовок

Когда Марина Скульская преподавала в петербургском Университете культуры и искусства историю костюма и историю культуры, она всегда соединяла в своих лекциях современность и давно минувшие времена: «Все мои авторские курсы были построены по принципу "старое – новое". Это только кажется – вот оно, нечто принципиально иное, но и самые современные тенденции моды уходят корнями в далекое прошлое. Древний Египет, рококо, ампир актуальны и сейчас. Наша эпоха – сплошь ретро-цитаты: дизайнеры жонглируют образами, стилями, и мне очень интересно смотреть, во что они эти образы превращают».

В итоге эти наблюдения и вылились в толстую книгу, разделенную на главы с забавными названиями (например, «Адам и Ева в бегах» и «Панк меня подери»), а главы в свою очередь разбиты на подглавы – «Генеалогическое древо пуховика», «Свобода, равенство, брюки», «Ручной мех», «Гэтсби vs Маяковский», «Бодрящий хоррор», «Шик на обочине», «Гипюровая оттепель» и др. Но – вы удивитесь – на более мелкие дробятся и подглавы, отражая друг друга и тем самым превращая книгу в бесконечный зеркальный коридор, в калейдоскоп с яркими картинками, меняющимися у нас на глазах…

Так и время меняет моду, по сути оставляя ее все той же: набор цветных стеклышек в калейдоскопе ограничен. Из нового появляются лишь технологии и сочетания, которые раньше казались неприемлемыми с точки зрения хорошего вкуса или попросту невозможными. А так – придумано уже все. Но зеркала множат образы, и конца им нет.

О чем же рассказывается в прекрасно иллюстрированной книге очень хорошим языком? Обо всем понемногу: о той же преемственности в моде, о простых предках современных «знатных» вещей, об удивительных превращениях одного в другое, о возвращении забытого, о таланте прорицателя, который отличает великого кутюрье от талантливого дизайнера – пересказывать нет смысла. Прослеживаются связи – моды с литературой, балетом и кино, сугубо прикладного с избыточным, полезного с прекрасно-бесполезным, необходимого с достаточным... А мода действительно человечна, и тот, кто сумеет это понять, всегда будет отлично выглядеть.

Комментарии
Copy
Наверх