Максим Рогальский: квоту на гражданство за особые заслуги нужно увеличить и распространить на простых тружеников

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Максим Рогальский.
Максим Рогальский. Фото: Peeter Langovits / Postimees

Думаю, что не ошибусь, предположив, что писатель Андрей Иванов сильно не расстроится, если решение о предоставлении ему гражданства за особые заслуги так и не будет принято. Любой художник всегда немного гражданин мира, просто в силу того, что истинный талант не знает границ и условностей.

Не секрет, что отношение многих живущих здесь русских людей к гражданству отличается от того, что мы видим в эстонской среде. Если для эстонцев гражданство – это привилегия, принадлежащая им по праву крови, то для многих русских это не более, чем вопрос оформления документов. Почему? Да потому, что наши обделенные гражданством соотечественники другой родины не знают и, как правило, чувствуют себя как бы неофициальными гражданами Эстонии.

Меняется ли для них что-то с получением гражданства? Исключая возможность принимать участие в выборах и ездить в некоторые страны, не оформляя визу – нет, не меняется. Меняется только цвет паспорта.

Кое-кому это утверждение может показаться спорным, но попробуйте на глаз отличить гражданина от негражданина. Никогда не отгадаете. Потому что цвет паспорта – это единственное, чем они различаются. Но настороженное отношение к «серопаспортникам» все равно у нас встречается довольно часто.

Похоже, что заложником такого отношения стал и писатель Андрей Иванов. Лауреата премии фонда «Эстонский капитал культуры», финалиста Русского Букера, лауреата премии НОС и Русской премии представил к получению гражданства за особые заслуги ректор Таллиннского университета. На что последовала странная реакция министра культуры Урве Тийдус, по словам которой ничего не известно о том, насколько Иванов владеет эстонским языком, да и вообще - гражданство за особые заслуги в этом году давать не планируется.

Но позвольте, при чем здесь вообще владение языком, ведь речь идет о предоставлении гражданства за особые заслуги? Может министр просто не знает, кто такой Иванов? За последние 10-15 лет гражданство за особые заслуги получили очень разные, непохожие друг на друга люди, в том числе политик Яна Тоом, правозащитник Евген Цибуленко и предприниматель Максим Ликсутов. Среди них есть и такие, о которых даже вспоминать не хочется, – например, поклонник свастики Ристо Тейнонен.

Отчего же теперь не дать гражданство действительно крупному, талантливому писателю, который родился в Эстонии, живет и работает в Таллинне? Что за комплексы? И зачем вообще нужен такой институт, как гражданство за особые заслуги, если он не используется? Может, кто-то испытывает затруднения с поиском достойных кандидатов?

Я считаю, что установленную ежегодную квоту предоставления гражданства за особые заслуги в 10 человек необходимо использовать по максимуму. И давать гражданство не только спортсменам из третьих стран, которым это необходимо по соображениям практического толка, и «нужным» для политиков людям, и даже не знаменитым деятелям искусства, а простым, обычным людям, которые здесь живут, и ничего может быть геройского не совершили, но зато вкладывают душу в свое дело.

Таких людей много. Расширить бы эту квоту до 50, до 100 человек! Получателями гражданства за особые заслуги могли бы стать уважаемые учителя, бизнесмены, сварщики, трубочисты - да кто угодно. Основ политики в области гражданства это бы, на радость их охранителям, не затронуло. Зато стало бы проявлением уважения к людям, которые здесь живут и делают много добра, независимо от цвета паспорта, который находится у них в кармане.

Наверх