По словам председателя Народного союза Юхана Ааре, он возглавит партию только при условии, что сможет подобрать свою команду. В противном случае, по его мнению, Народный союз в Рийгикогу не пройдет.
Юхан Ааре: хочу создать свою команду
Народный союз вновь удивил: 150 000 крон партийных денег были перечислены на счет Eesti Kultuurfilm и 27 000 крон — фирме Market Planet за интернет-ТВ. Это ваши фирмы?
Market Planet не имеет ко мне отношения, но я являюсь совладельцем и руководителем Eesti Kultuurfilm.
Вы снимали видеоклипы для партии?
Мы производим телепродукцию для Народного союза, ее можно увидеть на сайте www.intv.ee. Там представлена рубрика Народного союза и видео-клипы, которые мы снимаем. Такое решение было принято на уровне правления, заместителей председателя и совета уполномоченных, когда рейтинг партии пошел на спад.
С моей подачи было запущено интернет-телевидение. На сайте представлены материалы съезда, различных мероприятий Народного союза, видеосюжеты с заседаний правления, включая последнее заседание.
Принадлежащая вам фирма получает деньги?
Но мы же производим видеопродукцию, которую показывает коммерческий канал. Естественно, он берет за это плату.
Но это конфликт интересов: фирма председателя партии продает услугу партии.
У нас нет ни одного телеканала на основе Интернета. Ни одного! Во время своей недавней встречи в Великобритании с представителем партии консерваторов я рассказал о телевидении нашей партии и услышал в ответ, что мы сделали то, о чем они давно мечтали.
Вы не слишком хвастаетесь своим интернет-ТВ? Эти клипы есть и на YouTube.
Какое это имеет значение? Ведь они не сами по себе появились. Это не материал, снятый «мыльницей», с ним много работы, сюжеты рассчитаны минут на десять. Они записаны на профессиональной технике и профессионально смонтированы. Мы делаем их в несколько раз дешевле, чем любой коммерческий канал в Эстонии.
Вы снимаете видеоклипы, представляясь председателем Народного союза, а затем ему же их продаете.
Что в этом плохого? Мы даем возможность членам партии попасть на телеэкран с минимальными затратами. Это очень современно, когда члены партии могут открыто заявить о своей политической позиции.
Нападки на меня вызваны совсем другими обстоятельствами и связаны с распоряжениями нашего генерального секретаря. (Юхан Ааре подробно рассказывает о деятельности генерального секретаря парртии Лаури Витсута, имеющей отношение к финансам, демонстрирует какие-то документы, но отказывается предоставить в распоряжение Postimees их копии. — Ред.)
Когда мне показали копии этих документов, я немедленно созвал заместителей председателя партии и категорически заявил, что не согласен заниматься финансовыми махинациями.
А в ответ на это всплыло ваше интернет-ТВ?
Да, навалились на меня. В политике это обычное дело.
Эти нападки, на ваш взгляд, обоснованы?
Абсолютно нет. Мы работали в интересах партии, и результат этой работы представлен в Интернете. Партия всегда знала об этом телевидении.
177 000 крон — большие деньги, по сравнению с бюджетом вашей партии.
Верно. Но в июле положение нашей партии, ее имидж оставляли желать лучшего. И мы решили сделать все, что только в наших силах, чтобы улучшить имидж Народного союза в глазах общественности.
В последние дни он улучшился?
Улучшился в том смысле, что мы сразу отреагировали, заявив, что не хотим иметь дела с махинациями.
Недавно в телепередаче вы сказали, что готовы полететь в космос. Как с этим стыкуется ваша роль — руководить Народным союзом и помочь ему преодолеть предвыборный барьер?
У партии есть серьезная программа, есть люди, готовые присоединиться к партии в предвыборный период. Я не считаю эту задачу невыполнимой. Но, конечно, важно наладить работу нашего бюро.
Вы планируете привлечь к работе своих людей?
Да, я согласился выставить свою кандидатуру на пост лидера партии при условии, что смогу подобрать свою команду. В противном случае я не смогу руководить партией и мы не попадем в парламент.
Кто эти известные люди, имена которых должны быть в списке Народного союза?
К концу августа у нас должна быть готова программа. Каждую область представит известный человек, являющийся безусловным авторитетом в этой области или занимающий в партии видное место. Эта программа не будет анонимным текстом.
Как складываются ваши отношения с Виллу Рейльяном?
Практически никак, мы не общаемся. Виллу Рейльян оставил политику и на Народный союз, по крайней мере осязаемо, не влияет.
В Рийгикогу работают два представителя Народного союза — Май Трейал и Эстер Туйксоо. Осенью продолжится пресловутый процесс, касающийся обмена земель, участниками которого являются Виллу Рейльян и Туйксоо. Опять Народный союз выставят в невыгодном свете?
Это личная жизнь этих людей, на которую я никак повлиять не могу. Все эти события развивались до того, как я стал председателем Народного союза, у меня нет волшебной палочки, я не могу сделать так, чтобы всего этого не было, хотя очень бы хотелось.
Вам не удалось убедить почетного председателя Народного союза Арнольда Рюйтеля баллотироваться по вашему списку.
Мы еще не знаем, каким образом Арнольд Рюйтель будет участвовать в нынешней избирательной кампании. Полной уверенности в том, что он не будет участвовать, нет. Сегодня еще рано об этом говорить.
Участвовать в выборах можно двумя способами — выдвижением своей кандидатуры и участием в голосовании.
Это не так. Есть еще и третья возможность, которую широко используют во всем мире. Представьте себе, например, что Арнольд Рюйтель станет доверенным лицом какого-нибудь кандидата от Народного союза, с которым будет выходить на встречи с избирателями.
Вы не разделяете мнения, что бывший президент не должен участвовать в текущей политической жизни?
Эстонская политическая элита очень мала, просто микроскопическая. Людей с таким умственным потенциалом и огромным жизненным опытом, как у Арнольда Рюйтеля, у нас, очень мало. Такие люди могут оставаться политически активными так долго, как сами того желают. У меня нет ни одного довода в пользу того, почему обладающий хорошим здоровьем, энергичный и жизнерадостный Арнольд Рюйтель должен лишь сидеть в кресле и смотреть телевизор.
А Рюйтель не мог бы стать кандидатом в президенты?
Думаю, это был бы слишком оптимистический сценарий. Он уже показал себя в качестве президента, был главой государства с высоким уровнем поддержки народа. Но с учетом его солидного возраста, роль президента ему, наверное, я бы все же не предложил.
На сколько мест в парламенте следующего созыва нацелился Народный союз?
На десять. Думаю, это вполне реально, если мы сможем убедить избирателей в нашей программе.
Когда интервью уже готовилось к печати, пришло сообщение о том, что фирма Eesti Kultuurfilm вернет на счет партии все 177 000 крон. «Вся сумма будет переведена на счет партии в течение трех месяцев», — сказал Юхан Ааре. По его словам, руководство партии сочло, что ее финансовое положение не позволяет идти на столь значительные расходы. Генеральный секретарь Народного союза Лаури Витсут извинился за то, что внутренний спор получил всеобщую огласку и заявил, что конфликт исчерпан.
3 задачи которые, как считает Юхан Ааре, следует решить до наступления весны
• Изменить Закон о выборах. «С моей точки зрения, идеальная система принята в Великобритании — одномандатные округа. Она гарантирует, что в парламент попадут люди, способные что-то сделать, а не просто партийные солдаты».
• Наладить экономические отношения Эстонии с Россией. «Ненормально, когда президенты, премьер-министры, парламенты двух стран не общаются между собой, когда нет транзита и поездка в Эстонию — проблема. Обе стороны не могут заработать много денег».
• Создать условия для возникновения научно-производственных консорциумов, например центра биотехнологий полезного для здоровья молока. «Этот консорциум создал т.н. сердечный сыр. Производители, ученые и спонсоры объединили силы и получился великолепный результат».