Дела Раши и наши

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: AP/Scanpix

Традиционное подведение итогов уходящего года в России на этот раз оказалось несложным – понятно, что не только для страны, но и для многих ее соседей и партнеров ключевым событием стало присоединение Крыма. Прогнозы российских политологов на год 2015-й также строятся с учетом этого основополагающего фактора.

Михаил Захаров, эксперт Центра политического анализа при ТАСС

Рейтинги российских властей сегодня довольно высоки – степень консолидации населения вокруг Владимира Путина после присоединения Крыма к России достигла уровня выше 80 процентов и с тех пор, несмотря на ожидания ряда экспертов, так и не снизилась. Определенного рода риски для власти имеются в части социально-экономической: курс рубля снизился за последний год почти вдвое и непонятно, где у рубля «дно». Соответственно, неизбежно упадут реальные доходы населения. Однако слабый рубль позволит свести бюджет и провести индексации выплат бюджетникам и пенсионерам. Так что реальных социальных проблем российским властям в среднесрочной перспективе удастся избежать. Вероятно, что и рейтинги будут высоки: ранее «за Крым» россияне выражали готовность затянуть пояса.

Глеб Кузнецов, политолог

Говоря об итогах прошлого года, можно констатировать, что все хорошее, что произошло в 2014 году, случилось в его первом квартале. Далее нас ждали девять месяцев плохих новостей как в России, так и в мире: тот же самый ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта», сейчас просто «Исламское государство» – прим. А.А.) именно в это время начал свою активную деятельность. Только так называемый «золотой миллиард» прошел через этот год легче, чем все остальные. А основной вопрос, на который нам ответит год

2015-й, – станут ли события в «третьем мире», развивающихся странах, триггером для нового мирового финансового кризиса, как это было после азиатских кризисов 1997-1998 годов. В целом, мы как будто вернулись на несколько десятилетий назад: перекраивание мировых границ посредством «горячих» войн, болезни, эпидемии – все, что, казалось, осталось в далеком прошлом, снова присутствует в мировой повестке дня.

Дмитрий Вяткин, депутат Госдумы от партии «Единая Россия», заместитель председателя думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству

Год 2014-й, без сомнения, войдет в учебники истории как год больших побед, год укрепления роли России на международной политической арене. Он действительно стал историческим, так как в этом году произошло воссоединение Крыма с Россией: без кровопролития, на основании свободного волеизъявления 98% жителей Крыма и Севастополя. Россия проявила твердость характера и несгибаемость, спустя десятилетия вернув в состав нашей страны принадлежащие ей территории.

Вторым важным итогом года является успешное проведение Олимпиады в Сочи, где российский спорт подтвердил тот класс, которым раньше славился спорт советский, мы увидели настоящую преемственность. Были многочисленные скептики, как за рубежом, так и внутри страны, но чудо свершилось, и это событие действительно воодушевило всю страну, задало ориентир тысячам мальчишек и девчонок, которые увидели результаты, увидели зрелищные победы. Немаловажно и то, как преобразился Сочи, став международным центром спорта, отдыха и туризма.

В уходящем году было оказано беспрецедентное давление на Россию как на самостоятельного игрока на международной арене, страну-миротворца и надежного, последовательного партнера. Мы, безусловно, выстоим, и, как отметил 18 декабря президент во время своей пресс-конференции, мы не устраиваем тех, кто не хочет видеть Россию самостоятельной и суверенной.

Уверен, что наступивший год пройдет под знаком консолидации общества. К тому же наше государство было и остается государством социальным в истинном смысле этого слова. При всех проблемах и справедливых претензиях, при усложнении мировой экономической ситуации ни одно европейское государство не наращивало так объемы социальной помощи, как это было сделано в России. В условиях непростой экономической ситуации и агрессивной риторики извне у нас нет ни растерянности, ни страха, ни паники. Уверен, что Россия продемонстрирует умение консолидироваться, умение оставаться великой цивилизационной общностью.

Олег Кашин, писатель, журналист

В начале года я шутил, что как вся наша бытовая техника производится в Китае, а все наши жилищно-коммунальные рабочие приезжают из Средней Азии, так теперь и российские политические новости производятся на Украине. Это был самый удивительный год в том смысле, что внутренняя политическая повестка просто перестала существовать, вместо нее – Стрелков, Славянск, народные республики, бои в Донецком аэропорту и прочее. Велик соблазн сказать, что теперь жизнь никогда не станет прежней, и что на фоне экономического кризиса украинский фактор будет влиять на российскую политику и дальше, то есть условный Стрелков станет какой-то заметной фигурой в новой оппозиции. Но нет: мне кажется, что замещение российских дел украинскими – это такой новый уровень кремлевского политического мастерства, то есть в новых декорациях все правила и принципы остались прежними. Думаю, так будет и дальше, то есть нам будет казаться, что жизнь никогда не станет прежней, и что на наших глазах творится история, а на самом деле не изменится ничего.

Федор Крашенинников, политолог

Главный итог 2014 года – это превращение Путина из внутрироссийской в глобальную проблему. Все последние годы окружающий мир и прежде всего страны ЕС старательно игнорировали происходящие в России негативные изменения. Становление и расцвет путинского авторитаризма проходили при молчаливом нейтралитете стран Запада. Свертывание демократии, коррупция, агрессивная ксенофобская риторика власти, культивируемая сверху ностальгия по советской империи и нескрываемый реваншизм путинской России – все это никто даже и не пытался скрывать. Но все это почему-то не принималось в расчет Западом – возможно, в надежде на то, что Путин удовлетворится своим неограниченным господством над Россией. Оглядываясь назад, остается только удивляться слепоте и наивности таких надежд: реваншизм и империализм в любом случае должны были кончиться какими-то внешнеполитическими авантюрами.

Вдвойне странно, что даже после войны с Грузией в 2008 году не было сделано никаких выводов. Путину снова и снова все сходило с рук, безнаказанность и нефтяное изобилие порождали ощущение вседозволенности. Поэтому и Крым, и кровопролитие на Востоке Украины стали даже не кульминацией всего предыдущего правления Путина, а его неизбежным следствием. 2015 год должен дать ответ на простой вопрос: сможет ли западный мир исправить все ранее совершенные ошибки и справиться с важнейшим вызовом послевоенной истории Европы. Важно понимать: даже если Путин уйдет с Украины, но сохранит свою власть в России – это не решение проблемы, а лишь передышка перед следующим вызовом.

Андрей Солдатов, главный редактор сайта Agentura.ru

Я думаю, что весьма высока вероятность того, что в следующем году Эстон Кохвер вернется в Эстонию. Потому что никто явно не заинтересован в том, чтобы из него сделать такой символ, такую демонстрацию... также как и нет какой-то большой игры на российском телевидении вокруг всего этого. Следственные действия в отношении него, как я понимаю, практически не ведутся. А ведь это дело было бы очень легко при желании быстро довести до суда. Так что я думаю, что это дело нескольких месяцев. Пара-тройка месяцев – и его передадут.

Комментарии
Copy
Наверх