Cообщи

Сикка: увидимся через 100 лет

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Погибший в понедельник, подорвавшись на мине мятежников, младший сержант Хердис Сикка во время службы в афганской провинции Гильменд.
Погибший в понедельник, подорвавшись на мине мятежников, младший сержант Хердис Сикка во время службы в афганской провинции Гильменд. Фото: Kaitseväe peastaap

«Ну, я пошел. Увидимся через сто лет», — крикнул Хердис Сикка другу, когда несколько недель назад возвращался из отпуска в родном поселке Вынну на службу в Афганистан. Но он все же верил, что вернется домой на своих двоих.


Так считает близкий друг Сикка Райдо Олеви. «По выходным мы всегда были вместе, если только он не находился в Скаутском батальоне, — сказал он вчера Postimees. — Хердиса трудно было застать в печали. Он был компанейским, ему всегда было о чем рассказать, он постоянно шутил. Если у кого-то было скверное настроение, Хердис его поднимал. Он был хорошим другом».

В школьные годы Олеви и Сикка были главными заводилами и изобретателями всевозможных проделок. «Когда что-то случалось, нас всегда вызывали в кабинет директора, даже если мы были не виноваты, — вспоминает друг. — Однажды мы пришли в школу, и он не захотел идти на первый урок эстонского. Мы натерли доску воском, и учитель не смог писать мелом».

Армия пришлась по душе

После окончания школы в 2006 году оба парня отправились в Тартуский центр профессионального образования учиться на столяра-мебельщика. «Хердису вроде как недосуг было туда ходить, потом он устроился на работу, а затем пошел в армию». Военное дело Сикку, по словам друга, пришлось по душе: «Он говорил, что хотел бы немного заработать денег в Скаутском батальоне, потом встать на ноги и тогда заняться чем-то другим».

В Афганистан Сикка поехал добровольцем. «Он только что рассказывал, что, мол, в Афганистане нет ничего страшного, что он ездит на бронетранспортере и что прямых контактов и перестрелок еще не было, — вспоминает Олеви, по словам которого, смерть друга до него еще по-настоящему не дошла. — Я все еще считаю, что он в Афганистане и делает там свое дело».

Классный руководитель Хердиса Сикка во времена его учебы в средней школе Вынну Роман Ноорметс вспоминает, что в его классе было девять мальчиков и мало девочек.

«Меня тогда назначили укрощать этот мальчишеский класс, но вышло так, что все эти мальчики стали очень спортивными, — рассказывает он. — Сам я — учитель физкультуры, Хердис и другие мальчики ходили ко мне на тренировки по баскетболу».

Позже Сикка, по словам Ноорметса, проявил себя и в легкой атлетике. «У него была отличная легкая нога для бега и прыжков. Он не курил и выступал на соревнованиях за школу».

Когда надо было после уроков что-нибудь сделать или организовать, по словам учителя, Сикка никогда не отлынивал. «В учебе он был середнячком — к концу основной школы он нормально справлялся с учебой, хотя одно время у всех этих мальчиков бывали небольшие проблемы», — отметил Ноорметс.

Хороший солдат

Сегодня, 1 сентября, на торжественной линейке по случаю начала учебного года в Выннуской средней школе помянут Сикка. Здесь открыта книга памяти, в которую каждый может записать слова прощания с погибшим 20-летним мужчиной.

Командир отделения погибшего младшего сержанта Димитрий Петров вспоминал вчера, что если задачей командира является воспитание из каждого попавшего в его отделение юноши хорошего солдата, то в отношении Сикка это делать было не надо — он уже был хорошим солдатом.

«Хердис выполнял свою работу очень профессионально. Взвод потерял хорошего солдата, хорошего водителя бронетранспортера, хорошего пехотинца», — сказал он.

Понедельничное патрулирование, во время которого погиб Сикка, было для Estcoy-10 первым после многодневного перерыва. В это время вокруг базы Вахид, где базировались эстонцы, бушевала песчаная буря, резко ограничившая как видимость, так и передвижение войск.

По словам командующего Силами обороны генерал-лейтенанта Антса Лаанеотса, задача патруля состояла в проверке данных разведки о заложенных мятежниками на дороге фугасах. Поскольку дорога действительно была заминирована, патрульные шли по кукурузному полю.

«В одном месте младший сержант Хердис Сикка отклонился от маршрута и наступил на мину, — сказал Лаанеотс. — Он был тяжело ранен взрывом, и в этот момент по патрулю открыли огонь из ручного оружия».

«Огневой контакт продолжался почти час, из-за этого вовремя вылетевший спасательный вертолет не мог приземлиться до 12.45, — продолжал генерал. — Раненного эвакуировали в госпиталь в Кэмп-Бастионе, но из-за большой кровопотери и тяжелых ран через час после прибытия он скончался».

Для прибывшей в мае роты Estcoy-10 Сикка стал первой потерей. До сих пор никто из их роты не был даже тяжело ранен. При этом Вахид, где проходила службу и предыдущая эстонская рота Estcoy-9, — отнюдь не легкое место службы. Патрульная база Паймон, где прошлым летом погибли трое парней из состава Est­coy-8, расположена в этом же округе Над-э-Али провинции Гильменд.

Сикка стал вторым эстонским военнослужащим, погибшим в районе Вахида. Первым был убитый в декабре прошлого года 19-летний младший сержант Кристьян Ялакас из Estcoy-9. Вместе с эстонцами тут служит и рота солдат афганской армии, которая за время командировки Estcoy-10 потеряла уже более 10 человек.

Неспокойное место

«По сути, сейчас идет минная война», — констатировал Лаанеотс. По его словам, от мин мятежников часто страдает и мирное население — всего несколько дней назад медики эстонской роты оказывали помощь потерявшему ногу афганцу.

Кроме минной опасности, солдаты часто попадают под обстрел мятежников Талибана. «Ситуация в Афганистане такова, что практически каждый патруль вступает в перестрелку», — сказал Лаанеотс.

Ключевые слова

Наверх