Глава правления Северо-Эстонской региональной больницы Тынис Аллик пишет в блоге больницы в ответ на мнение баллотирующегося в Рийгикогу сердечнососудистого хирурга Тийта Мерена, что цинично утверждать, будто при оказании медицинских услуг врачи руководствуются экономической прибылью, а пациент стал коммерческим объектом.
Глава больницы: цинично утверждать, что мы превратили пациента в коммерческий объект
Мерен заявил на прошлой неделе в интервью медицинскому порталу Med24, что эстонским здравоохранением управляют сейчас не политики, министр, правительство, Рийгикогу или Больничная касса, а бизнес-планы двух больниц, оказавшихся в положении монополистов. «Когда больной попадает в региональную больницу, на него смотрят, как на объект, на котором можно отыграть свой бизнес-план. Чем более дорогую услугу ты можешь предложить больнице, тем лучше выполнишь бизнес-план», - заметил он.
По словам Тыниса Аллика, такой жесткой критикой Мерен пытается завоевать массовую поддержку.
«Утверждение, что врач региональной больницы руководствуется экономической выгодой или что врачи под давлением администрации зарабатывают для больницы прибыль, сделав тем самым из пациента коммерческий объект, цинично неколлегиально и апеллирует к стереотипу, который все время пытаются нам навязать. В конце 90-х годов Эстония провела реформу больничной сети, в ходе которой активное лечение было сосредоточено в основном в семи крупнейших центральных и региональных больницах, причем было достигнуто качественное и существенное преимущество перед другими странами, имеющих похожую с нами историю. Очевидно, было бы искусственным преувеличением утверждать, что какое-то из этих медицинских учреждений стало теперь руководить здравоохранением», - пояснил Аллик.
Он добавил, что возможность развития и уровень крупнейших больниц влияют на весь потенциал эстонской медицины. «В медицине результативность всей медицинской работы обеспечивается и известной критической массой подобных медицинских случаев и связанными с этим приемами лечения, а также коллективным ноу-хау, которое существует в больших больницах и делает их более привлекательными как для самих медиков, так и для пациентов. Благодаря открытому инфопространству пациенты знают о различных возможностях лечения больше, чем когда-либо ранее. Однако в основном остается не заданным вопрос, каков опыт и результаты конкретного врача или больницы».
Аллик заметил, что региональная больница проделала большую работу, чтобы предложить пациенту как можно более безопасную, инновационную и основанную на научном подходе медицинскую помощь. С помощью процесса образования сети выгода, по его словам, доходит теперь и до уездных больниц.
Аллик заверил, что основной целью больницы остается качественная помощь пациентам. Но увеличение конкуренции между больницами, по его словам, не решило бы существующих проблем в здравоохранении.
«Мысль о том, что в эстонском государстве, которое с точки зрения финансирования здравоохранения находится на одном из последних мест в Европе, а с точки зрения доступности услуг – в первых рядах, можно достичь еще лучших результатов, если реформировать медицинскую систему, по моему мнению, не очень конструктивна. По-моему, проблема нашего здравоохранения в данный момент состоит не в количестве или размере больниц. Например, в мировом масштабе региональная больница довольно средняя по величине, а койко-мест, учитывая население Эстонии, в ней достаточно.
Наши подлинные проблемы – диспропорция потребности и подготовки врачей, медсестер и специалистов, низкая результативность сотрудничества между семейными врачами и больницами, неорганизованность лечения после активной фазы и недостаточные возможности и финансовые ограничения в решении этих проблем. Увеличение конкуренции между больницами не решит ни одной из этих проблем».
Он отметил, что конкуренция существует и мыслима прежде всего в сфере амбулаторного медицинского обслуживания, где, подобно Голландии, работающий в больнице врач мог бы при желании вести свой частный прием или открыть частную практику за пределами больницы.