Генеральный прокурор Норман Аас предупреждает, что если даже, к примеру, два небольших кафе договорятся удерживать высокие цены, то это уже преступление.
Аас: Картельный сговор — это преступление
13 августа Союз производителей хлеба выступил с заявлением, что цены на хлебобулочные изделия могут подняться на 10-20 процентов. Такое заявление является преступлением?
Нет, заявление для прессы преступлением не является. Деятельность различных союзов, объединяющих организации одной отрасли, направлена на то, чтобы защищать свои интересы, но если за такими сообщениями и общими интересами стоит картельный сговор в отношении цен или их повышения, то это преступление. В данном случае сообщение для прессы стало поводом для проведения расследования, которое покажет, был ли картельный сговор или нет.
За относительно короткий срок в центре внимания следственных органов оказалось несколько случаев картельного сговора: «Ливико», Эстонский шинный союз, перевозчики древесины и т.д. Чем это объясняется?
На самом деле картельные сговоры существуют столько, сколько существует общая экономическая деятельность, начиная со средневековых цехов. В начале 1900-х годов, когда для экономики Эстонии были характерны кооперативы, о картельных сговорах речи практически не шло, поскольку картели возможны при определенном уровне развития экономики.
Благодаря многолетней деятельности государства сейчас картельные сговоры раскрываются чаще и доводятся до суда. Департамент конкуренции получил право расследовать картельные преступления еще десять лет назад, но необходимые ресурсы были выделены только два года назад, после чего прокуратура и Департамент конкуренции обговорили принципы работы. С 2007 года эта работа стала приносить плоды.
Сейчас в стадии расследования десять случаев картельного сговора, до суда доведено пять. Таким образом, всего в разработке 15 случаев, не считая судебных решений, уже вступивших в силу.
Как это ни странно, в Эстонии обнаружены все типы классических картельных сговоров: сговор при проведении тендера, сговор с целью недопущения третьих лиц на рынок, подозрения есть не только в отношении Союза производителей хлеба, но и других объединений.
Примечательно, что некоторые расследования картельных сговоров охватывают очень большое количество участников, через дилеров в них могут участвовать десятки предприятий.
Продавцы топлива тоже в этом замечены?
Нет, в отношении продавцов топлива у нас нет никаких уголовных дел.
Что является самым сложным при расследовании картельных сговоров?
Как правило, никто не заинтересован в том, чтобы о картельном сговоре стало известно. Картельный сговор очень трудно или невозможно обнаружить, анализируя рынок. Проблема в том, как узнать о картельном сговоре, и если есть какое-то подозрение, то как его доказать.
Но у вас есть для этого высококвалифицированные государственные прокуроры.
Да, конечно. У нас есть примеры того, что картельные договоры заключались письменно, с подписями. Очевидно, кое-кто из предпринимателей просто не понимал, что делает нечто незаконное.
Но бывают картельные сговоры, заключенные с соблюдением конспирации, когда нет никаких письменных свидетельств. Например, в случае с «Ливико» подозрения появились в результате прослушки в рамках другого уголовного дела. Вряд ли сговор удалось бы доказать с помощью какого-то документа.
В феврале этого года в Эстонии была задействована программа, позволяющая участникам картельного сговора избежать наказания, если они будут сотрудничать с государственными учреждениями в деле разоблачения картельного сговора. Такова международная практика, и у нас есть первые случаи сообщений о картельном сговоре.
И много таких случаев?
Не в массовом порядке. Я бы сказал, что есть отдельные случаи, на основании которых были начаты уголовные дела.
Бывает, что сигналы не находят подтверждения, что люди руководствовались иными мотивами?
Когда был принят закон, то высказывались опасения, мол, зачем кому-то участвовать в картельном сговоре, если конкурента можно устранить с рынка с помощью сфабрикованного обвинения. Но на практике это не подтвердилось. Закон предусматривает достаточно гарантий, например, инициатор картельного сговора не освобождается от ответственности.
Картельные сговоры заключаются для того, чтобы получить больше денег от потребителей. Но разоблачение сговора не приводит к снижению цен, не правда ли?
Непосредственного механизма, с помощью которого государство могло бы заставить снизить цены, нет. Суть в том, что если разоблачить картельный сговор, то должна вступить в действие классическая рыночная экономика, когда цены зависят от конкуренции и соотношения спрос-предложение.
Может ли переход на евровалюту повлечь за собой новые картельные сговоры?
Исключить этого нельзя. Когда мы говорим об округлении цен в сторону увеличения, то это все же проблема товаров первой необходимости. Если какие-то сговоры будут иметь место, то, очевидно, незначительные. Например, кафе или парикмахерские на одной улице договорятся одинаково округлить цены.
Обнаружение таких случаев может затруднить то обстоятельство, что они будут заключаться на короткий срок, так как проблема округления цен в евро решится за один год. Картельные сговоры, которые нам удалось разоблачить, были рассчитаны на продолжительный срок. Но, безусловно, сговор даже между двумя кафе, которые решат договориться повысить цены с приходом евро, преступен. Этого делать нельзя.
картели
Что такое картельный сговор?
· Запрет на картельный сговор вытекает из двух законов: Пенитенциарного кодекса и Закона о конкуренции.
· Статья 400-я Пенитенциарного кодекса касается соглашений, решений и согласованных действий, причиняющих вред конкуренции. За это предусмотрено наказание в виде денежного взыскания или тюремного заключения на срок до трех лет.
Картельные сговоры
в Эстонии
· 2010 (за 7 месяцев) — 6
· 2009 — 8
· 2008 — 5
· 2007 — 1
Вступили в силу 4 судебных постановления, одно из них оправдательное.
1. В 2003 году фирма V&K Holding заключила картельный сговор с литовской фирмой UAB Grasu Pasaulis, поделив рынок оптовой торговли видеофильмами. V&K Holding была наказана штрафом в размере 150 000 крон.
2. В 2004-2005 годах председатель правления Spacecom пытался заключить соглашение с Eesti Raudtee с целью поделить объемы железнодорожных грузоперевозок, повысить тарифы на перевозки и ограничить деятельность третьих лиц на рынке. В 2008 году фирма Spacecom была признана виновной и наказана штрафом в размере 500 000, ее глава Олег Осиновский был оштрафован примерно на 180 000 крон.
3. В 2010 году Эстонский шинный союз заключил десятки соглашений с различными фирмами
и был оштрафован на 200 000 крон.
4. В 2010 году было вынесено оправдательное решение суда по делу, касающемуся составлению стратегии развития Ыйгеваского уезда.
Сейчас в производстве находится 5 дел
1. О госпоставке на перевозку древесины.
2. О госпоставке на уборку улиц.
3. О картельном сговоре в отношении цен предприятий, занимающихся продажей готовых фирм.
4. О госпоставке на дорожное строительство.
5. О сговоре в отношении цен производителей алкогольной продукции.
В стадии расследования находится 10 дел
· В том числе уголовное дело в отношении Союза производителей хлеба, фирмы Ragn Sells, производителей муки, фирмы G4S. О содержании остальных дел прокуратура не сообщает.