Организаторы конференции о ситуации в Европе после Второй мировой войны, которую планируется провести 8 мая этого года на мысе Вестерплатте под Гданьском, не преследуют цель испортить празднование Дня Победы в Москве 9 мая. С таким заявлением выступил в эфире радио ТОК ФМ президент Польши Бронислав Коморовский, передает ТАСС.
Президент Польши пообещал не мешать России праздновать День Победы
Он заверил, что его инициатива не направлена на то, чтобы «испортить россиянам их праздник военной победы».
«Можно добиваться своей исторической правды без желания отнять у кого-то предмет его гордости», - подчеркнул польский лидер.
«Моя инициатива заключается в том, чтобы организовать то, что планировалось уже давно. Эта идея не возникла в последние дни. Будет международная конференция, организованная Европейским центром Солидарности, музеем Второй мировой войны и другими институтами, на которую будут приглашены известные историки, чтобы обсудить завершение войны, обсудить было ли оно освобождением или также появлением новых проблем», - пояснил Бронислав Коморовский.
По замыслу президента Польши, в конференции могли бы принять участие также действующие и бывшие европейские лидеры. «Посмотрим, кто на это решится, так как сейчас Европа и весь западный мир ищут оптимального решения в ситуации, когда альтернативой становится поездка в Кремль 9 мая, чтобы праздновать военную победу бывшего СССР, преемником которого является Россия», - добавил он.
Польский лидер не ставит под сомнение решающий вклад Красной Армии в разгром фашизма, указывая при этом на то, что у поляков есть право и обязанность говорить о том, что в этой части Европы конец войны не означал свободы.
«Однако одновременно мы должны понимать роль, не только военную, тех, кто покончил с немецкой оккупацией в Польше», - сказал он.
Президент Польши также прокомментировал идущую дискуссию о том, какой национальности были солдаты Красной Армии, освободившие концлагерь в Освенциме.
«Я уважаю факты, а они таковы, что Освенцим освободили солдаты Украинского фронта, который был частью Красной Армии. Наши сегодняшние попытки вычислить, было ли там больше русских, украинцев, киргизов или казахов - это просто нонсенс», - констатировал он.